Персональный сайт Анжелики Зиминой - Публикации

http://azimina.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=12
Распечатать

Лекция 1

«Семья- носитель и хранитель духовности или несколько слов о семейном воспитании»

Лекция 1
«Семья- носитель и хранитель духовности или несколько слов о семейном воспитании»
   Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, реакция на детали поведения ребенка  создают благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования. Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. В народной педагогике основная цель воспитания заключалась в необходимости наследования детьми общественно-исторического опыта подготовки к жизни и труду. Это осуществлялось на основе народных традиций семейного воспитания, давая нам представление и о педагогической культуре семьи. Традиции включают в себя обычаи, обряды, ритуалы, реликвии, церемониалы, нравственные, народно-правовые и другие формы человеческой деятельности. В них обобщены опыт прежних поколений, их взгляды, нравы, нормы поведения, привычки, поддерживаемые общественным мнением».
В системе древнерусского воспитания главное внимание было обращено на житейские правила.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств.
Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для освоения этих правил, составляли науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: строение душевное - учение о долге душевном, строение мирское — наука о гражданском общежитии, строение домовное - наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования и воспитания в Древней Руси.
В древнерусской педагогике важнейшим средством воспитания являлся живой пример, наглядный образец. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, сколько нравственною атмосферой, которой он дышал.
Еще в 11-12 веках в Киевском государстве появился ряд рукописных книг - сборники статей, такие как «Пчела», «Златоуст», Изборник Святослава и др. Подобные сборники носили универсально-педагогический характер. В «Слове некоего отца к сыну, словеса душеполезная», опубликованном в Изборнике 1076 г. -  монолог отца, дающего своему сыну советы, как жить.
Замечательным памятником педагогической мысли и древнерусской литературы 12 века является «Поучение Владимира Мономаха» написанное им своим детям. Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия,  подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. Смысл «Поучения» Владимира Мономаха заключен в словах: «Не хочу я лиха, но добра хочу братии Русской земли». Все обращение его проникнуто любовью к человеку, заботой о единстве Русской земли, об укреплении могущества Русского государства, о развитии культуры.
К 16 веку относится сборник наставлений относительно быта,  хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой»   священника  Сильвестра,  содержащий советы относительно «домашнего устроения». «Домострой» - книга, по которой благочестиво жили многие поколения наших праотцев, требует воспитания детей в «страхе Божий», послушании старшим.
В православных русских семьях всегда свято чтилось благословение
родителей. Оно считалось залогом благоденствия и всякого успеха в жизни.   
Наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям
«Домострой» призывает родителей любить своих детей заботиться об их хорошем воспитании.
В основе отношений родителей с детьми должна лежать любовь, полная ответственности, включающая авторитет и уважение. А также стремление понять личность ребенка. Важно только, чтобы любовь не становилась  эгоистичной.
В17 веке ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий создал две книги: «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С. Ф Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер
наказания.
Таким образом, мы видим, что воспитание детей рассматривалось как важное для общества явление, но оставлялось полностью в ведении родителей, как основных и единственных воспитателей ребенка.. Постепенно, с развитием государственности,  создаются благоприятные условия для развития общественной системы воспитания детей в специальных педагогических учреждениях, и в первую очередь в школе.
С появлением общественного воспитания возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Я.А. Коменский отмечал, что родители должны заботиться о воспитании ребенка с раннего периода детства, признавая при этом особую значимость семейного воспитания на данном этапе: «...и человек в начале образования тела и души должен быть создан таким, каким он должен быть в течение всей жизни...Поэтому родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород).   Вместе с тем, Я.А. Коменский не отрицал и значимости общественного воспитания детей, считая педагогов помощниками семьи в воспитании ребенка, особенно в тех случаях, когда семья сама недостаточно хорошо справляется со своей воспитательной задачей. «Но так как часто родители или не способны воспитывать детей, или вследствие занятия служебными или семейными делами, не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с пренебрежением, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, чтобы в каждом государстве образование юношества, вместе с правом наказания, поручалось мужам мудрым, благочестивым и почтенным; их зовут педагогами,  наставниками и учителями».  
1.    Сегодня у семьи и школы одинаковые цели: воспитать духовно-нравственную личность, Человека с большой буквы.  Как вы считаете, что должны сделать для этого родители? Учителя? Дети? Прежде всего, родители не должны отдаляться от своих детей, не сидеть часами у телевизоров, переживая за героев сериала, когда рядом - живой родной человечек, который нуждается в вашем совете и помощи.
А  закончить лекцию мне хотелось бы словами А.Ф. Романовой, которая была не только императрицей, но и замечательной мамой: ««Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете  сделать, чтобы украсить его, делайте быстро».

Использованы материалы сайтов:
1.    http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-pedagogicheskoj-kultury-roditelej-v-sisteme-raboty-uchrezhdenija.html
2.    http://refdb.ru/look/2364664-p2.html ( Учебник «Семейная педагогика» Куликова Т.А.)