Персональный сайт Анжелики Зиминой - Публикации

http://azimina.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=13
Распечатать

Лекция 2

«Семейный досуг как образовательный ресурс»

Лекция 2
«Семейный досуг как образовательный ресурс»

     Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, как сделать семью образовательным ресурсом. А начать лекцию я хотела бы с притчи: «Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».  
Рядом с нами  находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди.  Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Я говорю вам это не только как педагог, но и как многодетная мама.
     Как часто мы, родители, придя домой, хотим отдохнуть от суеты дня, погружаемся в мир соцсетей или  смотрим сериалы и ток-шоу и за героев фильмов переживаем порой больше, чем за тех, кто рядом. Понятно, что мы много работаем и устаём, но так мало времени остаётся на общение с самыми близкими и родными людьми. А наши дети? Видя  папу и маму, которые хотят отдохнуть  от всего и от них, в том числе, замыкаются в себе или отправляются бороздить просторы всемирной паутины, ища общение среди  себе подобных.
    Как же изменить ситуацию, как организовать семейный досуг так, чтобы каждая минута жизни была для всех членов семьи необходимо важным ресурсом? В словаре В. Даля есть определение слову «досуг»- «забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье» ( В. Даль) И если взять эти слова за основу, пожалуй, ничего менять и не надо. Но мне хотелось бы привести в пример слова современника Даля - немецкого философа Артура Шопенгауэра, который говорил о том, что досуг – «венец человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я» . Сегодня, в век глобализации и информатизации, семейный досуг  должен быть той точкой опоры, которая не позволит ребёнку потеряться в этом мире, он  должен способствовать развитию  каждого члена семьи.
     Существует много вариантов досуга.  Но мы должны помнить, что каждая минутка общения должна быть полезной. Так, когда разжигаете костер на природе, говорите о бережном отношении  к ней, когда едете куда-либо отдыхать, собирайте информацию о городе и стране  перед поездкой, а потом обсуждайте вместе увиденное и услышанное. Хорошая идея - вести путевой дневник и вклеивать туда  фотографии, билетики, собирать мини-гербарий. Этот дневник могут вести все члены семьи! Идей на самом деле очень много -  было бы желание! А оно у вас есть!  А чтобы идти в ногу со временем, осваивайте вместе  новое: скрапбукинг и декупаж, квилинг, и фотошоп, робототехнику и семейный блоггинг…
     При этом важно поддерживать инициативу  ребенка, а не навязывать ему свои взгляды и убеждения. Позволять ему идти своей дорогой, и  в нужную минуту протянуть руку помощи. Главное не откладывать это на потом, делать это сегодня, сейчас! Развивать самые малые ростки успеха! Ведь это только в сказке к ребенку  могут прилететь феи и наградить разнообразными талантами — умением прекрасно петь, танце¬вать, музицировать. И не нужно затрачивать никаких усилий. Но  реальная  жизнь, в отличие от добрых волшебниц, не всегда бывает такой щедрой и доброй.  
     Развивать в детях самое лучшее должны мы, родители. А для этого можно обратиться и к семейному опыту талантливых людей. Так, в семье Чеховых дети пели, разыгрывали семейные сценки, В семье Гоголя был домашний театр. В семье Менделеевых  было два культа: книги и труда. В семье Л. Н. Толстого читали вслух. А когда в книгах не было иллюстраций, Лев Толстой  рисовал их сам. Взрослых и детей сплачивала и игра в «Почтовый ящик». На протяжении недели каждый опускал в ящик свои экспромты, рассказы, стихи. А по воскресеньям семья собиралась у круглого стола в зале, ящик вскрывался, и его содержимое зачитывалось вслух. Отличная идея семейного досуга, не правда ли?
     Не стоит забывать, что в семья, в первую очередь, - воспитательный ресурс. И нельзя недооценивать возможности семьи для формирования нравственных и духовных ценностей, для становления личности! А здесь важно все: и семейные традиции (День семьи) , и семейные реликвии (фотография деда или фронтовое письмо), и генеалогическое древо….А главное - ваша любовь, поддержка и понимание! «Ценности  создаются  не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье» (Д. С. Лихачев)
     Семья- это основа основ личности, это ячейка общества, ведь Россия всегда была сильна крепкой и дружной семьей. А сегодня, к сожалению, статистика разводов не позволяет назвать семью крепкой… И никакие декреты и уставы не заставят семью быть дружной, если не постараетесь вы, уважаемые родители! Будущие семьи наших детей начались вчера, с семей бабушек и дедушек,  начинаются сегодня с  колыбельной, с родительского  примера,  с семейного досуга. Поэтому вы, родители, и есть тот самый главный образовательный ресурс  и для ума и для сердца ваших детей!
А  закончить лекцию мне хотелось бы словами А.Ф. Романовой: ««Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете  сделать, чтобы украсить его, делайте быстро».»