Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о родительской
любви. А начать лекцию я хотела бы с притчи: «Однажды в коконе появилась
маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и
наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло
много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась
такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни
на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь
бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас
вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и
едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток
жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои
нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что
человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через
узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в
крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом
покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда
именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы
жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы
быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать». Чему
учит эта притча нас, родителей? «Усилие» необходимо и нам, и нашим
детям. Мы должны дать им право на полет, на преодоление трудностей. И
иногда этому нужно учиться. А трудностей в процессе воспитания будет
немало. Но чтобы их преодолеть, необходимо усилие и со стороны учителя, и
со стороны родителей. Л. А. Кассиль говорил: « Семья и школа - это
берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые
уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и
курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем
оторваться от берега. Представьте себе треугольник. Вершина - это
ученик, а основание - это мы - родители и школа. Но чтобы ученику
подняться на вершину, нужны усилия и родителей, и учителей. Фундамент
будет прочным, если в основу будет заложено 4 СО: СОдействие,
СОтворчество, СОтрудничество, СОдружество. И только тогда на выходе из
школы мы получим гармонично развитую успешную личность, человека,
умеющего принимать самостоятельные решения в конкретной ситуации. Как же этого достичь? Должны быть совместные усилия, сотрудничество. Самое главное для ребенка – чтобы его любили и принимали таким, какой он есть. В.А.Сухомлинский
говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери
и отца к детям уродуют их». Есть много разновидностей этой уродливой
любви, главные из них: - любовь умиления, - любовь деспотическая, - любовь откупа. Любовь
умиления развращает душу ребенка. Мать и отец радуются каждому его
шагу, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.
Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом
общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Он не знает своего
долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не
видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и
прежде всего у матери, отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои
потребности, свой духовный мир. Величайшую ошибку допускают те
родители, которые влюблены в своих маленьких детей, все прощают, никогда
не наказывают. О таких сказано: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя».
Святитель Тихон Задонский дал совет: «Юнии ненаказанные и в возраст
пришедшие суть как кони не обученные и свирепеющие. Посему, христианин,
люби детей своих и наказуй их. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал
ты от них и о них». Есть еще одна разновидность неразумной
родительской любви. Это любовь деспотическая. Постоянные упреки создают
обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят,
только потому, что любят, желают добра, учат жить – чтобы умнее был и
родителей уважал. Деспотизм – это одна из причин того, что у ребенка с
малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он
перестает верить в человека и человечность. В обстановке мелочных
придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Третья
разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители
убеждены в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они
выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров– что
же вам еще надо? Материальными затратами, считают они, можно измерить
родительскую любовь. В таких семьях ребенка окружает атмосфера
духовной пустоты, убожества. Он живет среди людей и не знают людей. Его
сердцу совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства,
прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. Какой же должна быть настоящая родительская любовь? Учить
ребенка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном
деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у
ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что
создает человек, и, конечно, прежде всего, к самому человеку. Любите
своих детей. Помогайте им во всем и помните: ««Только один раз дается
детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы
украсить его, делайте быстро».» ( Александра Романова)
Использованы материалы сайта: http://pedsovet.su/load/187-1-0-36