Персональный сайт Анжелики Зиминой - Публикации

http://azimina.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=17
Распечатать

Собрание-тренинг 2 "Книга в жизни старшеклассника"





Цель: отработка с родителями навыков воспитательного взаимодействия с детьми.
Задачи:
1.    Добиться осознания родителями необходимости воспитания у детей потребности в чтении.
Форма проведения: беседа-тренинг.
Инструментарий: чай, чашки, МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОЧКИ.
Предварительная подготовка: проведение анкетирования среди детей.
Вопросы анкеты:
1.    Любите ли вы читать?
2.     Какую литературу предпочитаете?
3.    Как часто вы читаете книги:
А) Книга - мой спутник и друг, я читаю очень часто.
Б) Читаю только ту литературу, которую задают в школе.
В) Читаю редко.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1.ВВЕДЕНИЕ
-Здравствуйте, уважаемые родители. Я пригласила вас сегодня для беседы. Вы пришли после работы, устали и я приглашаю вас на чашку чая. Возьмите  чашку, которая вам понравится, и столько салфеток, сколько захотите. Я не только классный руководитель, но и мама. Поэтому, если позволите, присяду за стол вместе с вами, тем более, что день у меня сегодня тоже был трудный.

2.ЗНАКОМСТВО
-Любили ли вы в детстве читать книги? Назовите  то  качество в себе, которое, как вам кажется, помогла сформировать книга, прочитанная в детстве. Назовите столько качеств, сколько вы взяли салфеток. Я любила читать разные книги, и думаю, что они сформировали целостное представление о мире( любовь, прощение…)
3.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
-Книги одарили вас бесценным подарком. Хотели бы вы, чтобы и ваши дети  обладали такими качествами? Именно об этом мы и поговорим на нашем родительском собрании, тема которого: « Книга в жизни старшеклассника»

-Как вы считаете, достаточное ли место занимает книга в жизни ребенка СЕГОДНЯ?
 Результаты анкетирования показали, что только 15 процентов учащихся читают книги.
4.ОБСУЖДЕНИЕ ПОБЛЕМЫ.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
 -Как вы считаете, каковы причины этого?
1.Дети потерялись между улицей, телевидением и интернетом
Население планеты резвым шагом перемещается из настоящей жизни в виртуальную реальность. Мы не заметили, как социальные сети и блоги поработили людей, и даже радуемся этому рабству.
2.Чтение – это огромный труд. Когда человек смотрит развлекательную передачу, ему радостно, весело, думать не надо. Почему дети не любят смотреть «старые фильмы»  ( «Летят журавли» , к примеру? ( это психологические фильмы,  и здесь нужно думать). А у детей установка- на развлечение.  Для современной молодежи смотреть такие фильмы тяжело. Классику всегда читать сложно, нельзя прочитать большое произведение на одном дыхании. Настоящий читатель некоторые страницы, абзацы перечитывает по несколько раз, чтобы до конца понять, уяснить для себя что-то очень важное. Почему не читают? Потому что привыкли жить, чтобы было легко, не прикладывая больших усилий.
Классика не учит наживе, лести, блуду, обману. Она мешает жить, идя на поводу своих желаний… Классическая литература обличает. А кому это нравится? Идти по жизни дорогой «узкой», может быть, не так, как все, чрезвычайно трудно.
3.А какую книгу читаете сейчас вы?  ( Ответы). Примера нередко дома нет – взрослые перестали читать.
4. Переосмысление ценностей ( смещение в сторону материальных, а не духовных).
ВЫВОД: Мы, взрослые, должны ориентировать наших детей на ценности, которые позволят им стать самодостаточной личностью. И большая роль при этом принадлежит книгам.

5. ОБСУЖДЕНИЕ
1) «МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОЧКИ»
Сегодня я спешила на собрание и попросила дочь положить в сумку очки. А на вопрос, «Какие», я ответила опрометчиво – « все». Итак,  у меня 3 пары очков.  И я решила, что очки могут пригодиться мне сегодня при  решении актуальной проблемы.
•    Прозрачные очки- для улучшения зрения- Очки реалиста, чтобы видеть проблему буквально насквозь.  
•    Темные-  если  придется  сгустить  краски- пессимиста.
•    А розовые- всем известно выражение смотреть на  мир в розовых очках- либерала.
Меня очень заинтересовала фраза Даниэля Пеннака.   В своем эссе «Как роман» написал, что чтение- это время, украденное из жизни. Согласны ли вы с этим?
( очки пессимиста, либерала, реалиста)
2)ЧТО ЧИТАТЬ?
Знаете ли вы какую  книгу читают ваши дети?  Например, мои …
- Как вы считаете, должны ли мы, родители, знать, что читают наши дети или нам остается лишь тихо радоваться, что они вообще ЧИТАЮТ?
- А если это будут книги, которые  не только не формируют вдумчивого читателя, но и нанесут вред вашему ребенку? Особенно новая литература,  количество которой увеличивается год от года. И я не говорю лишь о детективах, которые могут изменить читательский вкус. Я говорю о книгах, которые могут изменить мировоззрение. ( «Лимонов о Лимонове» ( философия фашистской партии, с высказыванием Гитлера) ( извращенные понятия о жизни, ценностях?) И если книги сформировали вас, то не произойдет ли так, что ЭТИ книги будут толчком для неправильного воспитания ребенка?

3.КАК ПРИОБЩИТЬ К ЧТЕНИЮ?
По мнению специалистов, формирование читателя завершается к 12 годам. Как   воспитать любовь к книге, а если она уже потеряна, вернуть?
1. Главное - не заставлять читать. Чтение перестаёт быть удовольствием и становится, обязанностью, даже наказанием. Выход же один — не заставлять читать. Самим читать вслух, насколько это возможно и помнить, что у любого человека есть право не читать, право не дочитывать и право перечитывать понравившуюся книгу».
То есть, секрет в том, что глагол «читать» не терпит повелительного наклонения..
2.Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
3.Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
4. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное
5.Покупайте детям в подарок книги. Пусть это будет самым лучшим впечатлением детства.
 
 Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.  (С. Лупан)

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ДЕРЕВО МУДРОСТИ. Какой совет мы дадим  по теме сегодняшнего собрания? ( Ответы) (Вариант ответа: Необходимо приобщать детей к чтению). Листок вывешивается на ДЕРЕВО МУДРОСТИ.
- Любите своих детей. Помогайте им во всем и  помните :Детство- короткая ступенька во взрослую жизнь. Если хотите что-нибудь сделать – делайте быстро!