Персональный сайт Анжелики Зиминой - Публикации

http://azimina.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=29
Распечатать

Формирование социального опыта ребёнка






Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра,
мы забываем, что кем-то он является уже сегодня.
 Сташа Таушер
Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег

         Что такое детство? Александра Федоровна Романова назвала детство короткой ступенькой во взрослую жизнь. Но это определение детства сегодня в условиях социально-демографического кризиса, процессов одновременного раннего взросления и инфантилизации общества нуждается в  некотором переосмыслении.


          Дети с одной стороны считают себя достаточно «взрослы-ми» в условиях информатизации, а с другой  не хотят «уходить» из детства, взрослеть. Все дело в том, что приоритетной формой жизнедеятельности детей  стал  досуг, прерываемый учебными занятиями и несложными домашними делами. Социальные сети, доступные сегодня повсеместно  (будь то компьютер или теле-фон), позволяют ребенку «развлекаться» постоянно, вне зависимости от места нахождения и времени суток. Развлечения проникают  и  в учебную среду. Часто наблюдала, как дети  на пе-ременах не выходят в коридор, а остаются сидеть за партами, общаясь в сетях ( порою даже  с соседом по парте).
         Еще одной особенностью сегодняшнего детства, на мой взгляд, является стирание границ между взрослыми и детьми. И происходит это тоже благодаря информатизации. Дети порою учат родителей (пользоваться средствами связи, оргтехникой и др.) и поучают их, дают советы, осознавая себя равным взрослым. Все дело в том, что дети  родились в век информационных технологий, прочно вошедших в их жизнь. И с этим нельзя не считаться. Ребенок осознает себя частичкой этого мира, равной другим таким же частичкам, будь то взрослый или ровесник. Формируется новая  социальная реальность, где дети равны взрослым. Именно поэтому  порой возникает потребительское отношение к старшему поколению.


         Представим себе воспитательную систему как систему координат. Сегодняшний  ребенок, общаясь только со сверстниками (горизонталь), редко  общается со взрослыми. В результате этого снижается роль старших в передаче опыта (вертикаль).  Это осложняет  передачу духовно-нравственных ценностей, культурного наследия. «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца»,- сказал В.Сухомлинский.  В результате того, что  дети большое время уделяют досуговой деятельности, общаются чаще с ровесниками, нежели со взрослыми,   исчезает  преемственность в передаче опыта (духовного, нравственного,  культурного), а  «воспитанию сердца», души отводится все меньше времени. 
            Сегодня нельзя не учитывать эти факты  при обучении и воспитании детей. Нужно осознавать, что ребенок перестал быть объектом воспитания.  На первый план  вышли субъект-субъектные отношения. Поэтому нужно «перекраивать»  уроки. Герой современного  урока - Ученик, а не учитель-транслятор знаний, истин и формул. Любую информацию  при желании ребенок  может найти в Интернете. Позиция учителя становится очевидной: это позиция тьютора, помощника, друга.  Измениться должны и методы (способы) подачи материала. Ребенок дол-жен осознавать себя частью этого мира, с какого урока или вне-классного мероприятия он бы  ни вышел, поэтому на первый план выходят метапредметные технологии  преподавания, позволяющие формировать целостное мировоззрение, так как  про-блемы XXI века требуют междисциплинарного подхода. Имен-но метапредметные технологии культивируют  другой тип соз-нания  у учителя и ученика. Метапредметный подход предполагает, что ребенок  не становится «хранителем знаний, истин и формул», а овладевает УУД, сам добывает  информацию о мире. Это требование ФГОСов. Идеальная форма  метапредметного урока – проектное исследование. В результате такого урока  формируются метоумения  ( УУД: обобщение, анализ, систематизация, синтез, умение отличать факты от мнений и др.)


         Согласно ФГОСам нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Установка ФГОСов продиктовывает  и не-сколько иной взгляд на  процесс воспитания. Ребенок един, по-этому воспитание и обучение нельзя отделять друг от друга. «Обучение- это один из лепестков цветка, который называют воспитанием»- говорил В. Сухомлинский. Значит, одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС  должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Организационным механизмом такой интеграции  может быть разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное  проектирование, КТД. 

         Одним из интенсивных методов включения детей в жизнь является учебное и социальное  проектирование. Учебное и социальное проектирование позволяет получить опыт системного подхода к решению межпредметных, надпредметных и лич-ностных  задач. Проектирование – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка. Во- первых, благодаря взаимодействию РЕБЕНОК-РЕБЕНОК (горизонталь) рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, формир-ются УУД, дети приобретают социальные навыки, которые об-легчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм уча-щихся. Взаимодействие РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ (вертикаль) осуществляется многопланово:  педагог, родители  в проектировании могут выступать  с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и со взрослыми, и со сверстниками ( горизонталь+ вертикаль), что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность. 

       Социальное проектирование — вид  деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. В результате социального проектирования  ребенок  формирует свою « Я-концепцию», устанавливает социальное взаимодействие с ми-ром.  В результате совместной деятельности, в ходе которой  ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется  «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение.

        В ходе учебной деятельности школьника социальное проектирование можно рассматривать как «методический прием организации учения». Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение. Проектирование — комплексная разноплановая деятельность, формирующая УУД (сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности, прямое взаимодействие с людьми и др.).

             Социальное проектирование имеет четкую структуру: социальная проба, социальная практика, социальный проект. Проба, практика и проект могут существовать как самостоятельные виды деятельности, но чаще всего выступают как  взаимодополняющие виды деятельности. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

            КТД – активная форма воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа.  Следует заметить, что КТД играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высоко-технологичном, конкурентном мире»,  выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

             Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.   В КТД ребенок может заявить о себе, про-демонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет. Кроме того, дети не только взаимодействуют друг с другом в результате  коллективной деятельности (горизонталь), выстраиваются  отношения и  по вертикали, так как   коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Во время взаимодействия ВЗРОСЛЫЙ-РЕБЁНОК  участники КТД приобретают  большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими.

             Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника, развитие качеств личности.            Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, ко-торое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации создания чего-то нового.

          Но воспитание детей - это не разрозненные эпизодические мероприятия (проекты и КТД), а чётко спланированная воспитательная система.    Воспитательная система класса в условиях ФГОС – это система  интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, а воспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях. Воспитательная система, включающая социальное проектирование и КТД будет достигать  трёх уровней результатов:
•    приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);
•     формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;
•    получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
        Именно системно-деятельностный подход лежит   в основе  воспитания. На основе освоения  различных способов деятельности на первый план выходит развитие личности учащегося.


           Результат воспитания будет достигнут    в том случае, если  воспитательная деятельность  не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, ребенка привлечёт новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Антонюк С.В. WEB-справочник для педагогов и старшеклассников
«Как разработать социальный проект» //http://eidos.ru/dist_teacher/
2.    Иванов И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. - М., 1989.
3.     Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. - Рязань, 1994.
4.    ФГОСы нового поколения// http://kna-school-15.narod.ru/p112aa1.html