Персональный сайт Анжелики Зиминой - Публикацииhttp://azimina.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=51 |
Распечатать |
Взаимоотношение родителей и детей.
Беседа-тренинг № 3
Взаимоотношение родителей и детей
Цель:
создание условий для формирования у старшеклассников осознанной
потребности в самопознании и саморазвитии, разработать золотые правила
взаимоотношения с родителями.
Образовательный аспект: познакомить учащихся с библейскими заповедями,
Воспитательный
аспект: воспитывать уважительное отношение к родителям.; формировать
навыки правильного выхода из конфликтной ситуации.
Развивающий
аспект: развивать коммуникативные и общеинтеллектуальные умения и
навыки: умение анализировать, классифицировать, аргументировать свой
ответ, вести диалог, провести рефлексию и коррекцию своих действий.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Ватман,
маркеры, французская лента, «Письма о добром и прекрасном» Д.С.
Лихачева, кружки, фильм «Ангел», нетбук, таблички « ОТЕЦ», «СЫН».
Ход беседы
1. ВВЕДЕНИЕ
-Здравствуйте,
уважаемые ребята. Сегодня мы говорим о взаимоотношении родителей и
детей. В процессе беседы мы постараемся составить ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
-Скажите, чего вы хотите добиться в жизни?
Семья, друзья, работа, дом…
-Что из названного желали бы ля вас ваши родители? (то же самое)
-Значит,
ваши желания совпадают. Родители желают вам счастья. Ведь родители-
самые близкие и родные люди. Родители – это люди, которые очень сильно
любят вас, ничего для вас не жалеют и к которым следует относиться с
глубоким почтением. Никто не оказывает на вас такого влияния, как
родители, никакие родственные связи не являются такими совершенными, как
связь с ними.
2. ОБСУЖДЕНИЕ
-Лев Толстой говорил: “Счастлив тот,
кто счастлив у себя дома”.Но даже в самой счастливой семье порою
возникают проблемы. Ведь родители – люди одного поколения, дети –
другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации,
различные убеждения, моральные и нравственные принципы.
- Но у
самой сложной ситуации всегда есть выход. Как вы считаете, какие
качества помогут избежать проблем? Не доведут дело до конфликтов?
• непонимание
• доверие
• доброжелательность
• любовь
• эгоизм
• равнодушие
• чуткость
• цинизм
• уважение
• агрессия
Но порою конфликты все-таки возникают. И дом становится не очагом мира и любви, а напоминает театр военных действий.
Конфликт – это столкновение интересов. С точки зрения науки конфликтологии, есть 4 стратегии поведения в конфликтах.
- приспособление,
- избегание,
- сотрудничество,
- соперничество
-Определите по описанию, о какой стратегии идет речь?
Конкуренция
– стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию
используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные,
(Соперничество.)
Принесение в жертву собственных интересов ради
интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого
человека. (Приспособление.)
Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)
Поиск
решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно
придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)
- Подумайте, какую стратегию выбираете вы в общении с родителями?
-Какова
же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к
конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или
заведет в тупик?
- Самой эффективной является сотрудничество, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения.
На листе маркерами пишется «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ»
Итак, мы готовы записать 1 правило взаимоотношения с родителями: ( со временем на доске появляется запись)
Сотрудничество
В словаре Ушакова -совместная деятельность
Общие заботы «Этажи заботы» ( Д.С. Лихачев)
Хлопоты
Любовь
Прощение
Почтение
Предлагаю вам текст В.Захарова.
-О
трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича
Тургенева и его матери написано очень много. В большинстве публикаций
красной нитью проходит мысль о том, что деспотичная, властная
крепостница, привыкшая к безоговорочному повиновению домочадцев, не
могла мириться с тем, что её сын самым неучтивым образом проявлял
свободолюбие и независимость. Да и вообще, что взять с этой
барыни-самодурки, если она слугу-скорохода гоняла за 7 вёрст в соседнюю
деревню за... горшочком гречневой каши: видите ли, в её поместье повар
не умел готовить это кушанье так, как надо! А был случай ещё почище:
госпоже не понравилось дерзкое поведение... индюка, и она приказала
«примерно» наказать «смутьяна». Бедную птицу схватили слуги и закопали
заживо!
Действительно, перед нами предстаёт неприглядный образ
жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому
заслуживающей самого сурового суда потомков.
«Когда молодой
Тургенев уехал учиться за границу, мать каждый день писала ему подробные
письма, где она обстоятельно описывала свои хозяйственные заботы,
делилась своими печалями и радостями, просила прислать ей семена
каких-нибудь местных цветов. Сын отвечал скупо и редко. Мать, измученная
тщетным ожиданием известий от сына, написала ему однажды примерно
следующее: «Я как писала тебе каждый день, так и буду писать, потому что
иначе не могу, если же ты хотя бы раз в две недели не ответишь ни на
одно из моих писем, то я велю наказать дворового мальчика. Пусть из-за
твоей бесчувственности пострадает безвинный ребёнок!».
-Разве не
выражается в том ультиматуме отчаяние несчастной матери, которая, будто
милостыню, выпрашивает жалкий грош сыновьего внимания? И, жалея
униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину,
униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки»?!
-
Что же просила мать у сына? Внимание, любовь. Да, конечно, нравственную
природу Варвары Петровны исказил социальный строй. Но её жестокую
природу могла бы смягчить сердечная забота сына, чудодейственное тепло
любящего сердца.
Помните Библейскую заповедь:«.... Возлюби ближнего
твоего, как самого себя.» Говоря о любви к ближнему, необходимо прежде
всего говорить о любви к своим родителям. А к кому еще, кто еще может
быть нам ближе и дороже? Любовь, созданная в семье между детьми и
родителями передается и дальше в мир, к другим людям. Та любовь, которую
безгранично родители дарят своим детям, от детей поэтапно переходит
сначала к родителям, а затем и ко всему миру.
Запишем слово ЛЮБОВЬ
Существует мнение: больше денег- лучше воспитание.
-Существуют
вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается
постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего
сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви
– одна из таких тем. Я говорю о библейской Притче о блудном сыне Ее-то и
воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский
художник Харменс ван Рейн Рембрандт.
-Помните ли вы сюжет притчи?
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
У
некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче!
Дай мне следующую часть имения». И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда
же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал
нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал
его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое
рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Придя же в себя,
сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я
умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я
согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном
твоим; прими меня в число наемников твоих».
Встал и пошел к отцу своему.
И
когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал
ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против
неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
А отец
сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте
перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка,
и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и
ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его
был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и
ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?». Он
сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного
теленка, потому что принял его здоровым».
Он осердился и не хотел
войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я
столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты
никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А
когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты
заколол для него откормленного теленка».
Он же сказал ему: «Сын мой!
Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и
веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил; пропадал и нашелся».
-Почему младший сын ушёл от отца?
-Чем отец жил во время разлуки?
-Почему он простил младшего сына? (Любовь прощает все обиды.).
-Эта
тема всегда волновала художника, перед самой смертью Рембрандт создаёт
потрясающее произведение. Какой момент запечатлел художник?
-Чьи чувства важнее для художника, чьи эмоции он хочет показать в картине? Почему?
-Какие чувства наполняют душу отца?
Детям раздаются таблички «Отец», Сын». Все остальные- друзья семьи.
Вопросы:
-«Отец», скажите, какие чувства вы испытывали, когда младший сын ушел из дома? когда увидели возвращающегося домой сына?
– «Блудный сын», какие чувства вы испытывали, увидев отца, встречающего вас с радостью? изменится ли ваше поведение?
– «Друзья семьи», заслуживал ли блудный сын таких почестей?
Вопрос ко всему классу. Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?
( Им руководило чувство всепрощающей любви, всепрощения. )
Притча
– это, как известно, небольшой рассказ, в иносказательном виде
заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учат эта притча и
картина Рембрандта?
( Милосердию, прощению.)
Запишем эти слова
-Каждый
должен сделать первый шаг на пути изменения отношений. Любовь,
доброта, прощение способны творить чудеса. Сердце человека подсказывает,
как поступить. Помните слова А.С. Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь». Как вы понимаете эти слова?
Христианская
заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни
твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).
Заповедь
о почтении к родителям следует первой после заповедей, которые касаются
отношений человека с Богом. Это говорит о том, какое большое значение
Бог придает нашему отношению к родителям, потому что в конечном итоге
это определяет и наше отношение к Богу. Наша благодарность Богу за
жизнь, которую мы имеем, и должна выразиться в почтении к нашим
родителям.
Отец и мать - это первые люди, с которыми имеет дело
человек, появившийся на свет. Каким беспомощным рождается человек! Он
ничего не может для себя сделать, все его нужды могут восполнить только
другие люди. Кто же заботится о нас, пока мы не станем самостоятельными,
пока не станем способными сами заботиться о себе?
- Человечество
ищет на протяжении многих столетий секрет долголетия. Вот оно- почитай
отца и мать и продлятся дни твои. Продлятся и в прямом смысле и в том,
что твоему почтению будут следовать и ваши дети, и дети их детей.
-Сказано
почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед
родителями. Любить можно безотчетно. Долг же требует осмысления и
душевной работы. Перевод с греческого «почитать» буквально означает
«считать драгоценным». Поэтому нужно относиться к родителям, как к
бесконечно дорогим тебе людям, достойным уважения. Это включает в себя
любовь и признательность.
Записываем слово «ПОЧТЕНИЕ»
-От вас,
ребята, зависит очень многое. Народная мудрость гласит: «Добрые дети –
дому венец, худые дети – дому конец». Помните это.
- Но всегда ли мы почитаем родителей?
Известна притча:
Один человек пришел к старцу и сказал:
-
Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают.
Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого
выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение?
- Понимаю,
трудно тебе, - покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в
люльке, ведь тоже, небось, день и ночь хныкал, да и большим умом не
отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с
любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты
теперь хочешь им отплатить?
3.ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
- Чем мы можем
отплатить своим родителям? Прочитаем, какое ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ОТНОШЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ мы вывели в процессе беседы.
-Где и когда пригодится вам это ПРАВИЛО?
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
Наша беседа подходит к концу. Запомните слова Марины Цветаевой: «Не
слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете
ими». Помните о том, что родители любят вас не за какие-то качества,
достоинства, а просто за то, что вы существуете.
Не обижайте их.
Помните, что ваш отец - это ваша стойкость и смелость, ваша Мама всегда с
вами - она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она - прохладная
рука на лбу, когда вам нехорошо... Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И
она - кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она то место, куда вы
прибываете с Небес - ваш первый дом; и она - карта, по которой вы
следуете каждым своим шагом.
НЕ думайте, что ваша жизнь- черновик,
ведь когда вам захочется что-либо переписать в ней - ваших родителей
уже может не быть рядом, и исправить что-либо уже будет поздно.
Ритуал: вытянуть руки и произнести: «От неба к сердцу, от сердцу к сердцу, и у нас все получится!»