Персональный сайт Анжелики Зиминой - Публикации

http://azimina.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=53
Распечатать

Белые ленточки памяти




Презентация проекта «Белые ленточки памяти»
Методический замысел урока и обоснование темы:
 Данный урок - презентация проекта «Белые ленточки памяти», целью которого было:
На уроке-презентации  учащиеся, которые для реализации проекта были разделены на группы, представляли  членам других групп результаты своей работы.  В  процессе урока учащиеся постарались дать ответ  на вопрос: «Быть или не быть памятнику жертвам репрессий в г. Сызрани».
Все методические приемы, используемые учителем, являются  катализатором ситуации озарения: ментальная карта ( удобная и эффективная техника визуализации мышления), мозговой штурм, «Мыслительные стулья»  позволяют понять важные проблемы.
СОТ ( АМО, модерация, технология развития критического мышления) «Мыслительные стулья» позволяет решить определенные проблемы, исходя из ситуации.  Стратегия метода трёх мыслительных стульев заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций:
 Стул мечтателя:  Памятник будет! Стул реалиста: А будет ли памятник?
(на этом месте человек должен включить свой здравый смысл. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным). Стул критика: в обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике, задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? «Мыслительные стулья»- нетрадиционный, хотя и естественный способ организации мышления.
Нестандартные  приемы  придают уроку высокую степень динамизма и повышают интерес учащихся  к происходящему действу. Урок полифоничен, так как все учащиеся «работают» сообща.
Форма урока: урок-презентация проекта.
Цель урока: презентация результатов проекта «Белые ленточки памяти»
Образовательный аспект: формирование у учащихся представления о масштабах репрессий.
Воспитательный аспект: привлечение внимания учащихся к проблеме памяти, формирование активной жизненной позиции.
Развивающий аспект: развивать коммуникативные и общеинтеллектуальные умения и навыки: умение анализировать, классифицировать, аргументировать свой ответ, вести диалог, провести рефлексию и коррекцию своих действий.
Методы и приемы, используемые на уроке:
•    прием погружения в историческую эпоху;
•    презентация работы в группе;
•    эксперимент,
•    прием- ассоциация;
•    АМО, модерация;
•    социологический опрос;
•    проблемная беседа.
.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование:

Предварительная подготовка: учащиеся делятся на группы, обсуждают план действий, реализуют поставленные задачи»
Группы:
Группа политиков  
Группа журналистов 
Группа историков (экспедиция, обращение в архивы, интервьюирование),     обращается в Государственный архив;
 проводит экспедицию в Заусиновский овраг ( место массового захоронения);
берет интервью у настоятеля храма Успения Божией Матери  Михаила Гордеева ( храм расположен в Заусиновском овраге, на территории храма- Поклонный крест. Со 100 именами расстрелянных.

Группа юных журналистов - учащиеся 7 класса   
проводят опрос населения ( нужен ли памятник?)
готовят проекты памятников;
выполняют макет памятника жертвам репрессий.

Ход занятия
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы с вами собрались на уроке-презентации проекта « Белые ленточки». На доске – составные части пройденного пути. Мы будем выкладывать из них некую хронологическую цепочку в виде ленточки.
Несколько слов о том, как проект  родился.
Группа историков: Нами было выяснено, что в страшные годы террора  в городе Сызрани, в тюрьме, содержали политзаключенных. Убивали их на территории тюрьмы, а также в Заусиновском овраге.  Мы вели переписку с архивом Ульяновской области ( до 1928г. Сызрань входила в состав Симбирской губернии), с Государственным архивом Самарской области г. Сызрань.

Было выяснено следующее:
Заусиновский овраг… Место, куда в 1937-1938 гг. свозились тела расстрелянных политических заключённых. Кажется, до сих пор здесь царит дух трагедии. Но если оглянуться вокруг, взор не поймает ни одного знака, напоминающего  о тех страшных событиях. Ни памятника, ни таблички. Только сияющие купола православного Храма Успения Божией Матери как дань памяти сотням невинных душ, погибших от рук советской власти.
Нами была проведена экспедиция в Заусиновский овраг. Вот, что мы там увидели: грязь, запустение, разросшиеся деревья. (СЛАЙД).

Рядом с оврагом находится Храм Успения Божией  Матери. Настоятель храма, отец Михаил, человек очень неравнодушный. Вот уже несколько лет он ведет работу по поиску имен расстрелянных. А на территории храма  был поставлен крест с именами 100 расстрелянных.  (ВИДЕОФРАГМЕНТ).

Учитель: Наверное, именно эти мероприятия и стали «отправной точкой» в работе над проектом, который получил название «Белые ленточки».Почему именно так? Респондентам ( учащимся 9 класса)  было предложено по ассоциациям описать цвета (СЛАЙД)


Сравним ощущения:
СИНИЙ: цвет неба, ночи, моря.
КРАСНЫЙ: ярости, любви, мести, крови.
ЖЕЛТЫЙ: цвет солнца, радости, уныния (?).
БЕЛЫЙ: цвет чистоты, невинности. ( + белый ассоциируется с белыми пятнами истории, что соответствует  идее проекта).
ЗЕЛЕНЫЙ: зелени, спокойствия, умиротворенности.
Учитель: Таким образом,  мы не ошиблись с выбором цвета. И 16 октября учащимися была убрана территория рядом с оврагом и была заложена АЛЛЕЯ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ: рядом с оврагом было высажено 15 деревьев и поставлена мемориальная табличка. Акция была приурочена к 30 октября- Дню памяти жертв репрессий. ( СЛАЙД+ ВИДЕО).
Учитель: Расскажите о своих впечатлениях во время  проведения акции. По результатам Акции  ученицей 11 класса Яблочкиной Алиной, внештатным корреспондентом газеты «Волжские вести», была написана статья «Память не расстрелять». Интернет- версия статьи под названием «Белые ленточки памяти» опубликована на сайте Храма ( выход в Интернет, знакомство со статьей). Алина зачитает отрывок.
Когда ребята копали землю, это было нелегко. Интересную версию предложили юные журналисты ( отзыв)
 Учитель: Это  косвенно подтверждает версию о том, что братскую могилу забросали строительным мусором.

Учитель: Как выглядит аллея сегодня?  На территории Заусиновского оврага сейчас находится ученица 11 класса. Мы попытаемся связаться с ней по скайпу и  посмотреть на нашу аллею. ( ОНЛАЙН-ЭКСКУРСИЯ)
Учитель: Стоят наши деревья, будем надеяться, что они благополучно «перезимуют», а весной вместо былых ленточек будут на них белые цветы.
Учитель: Как вы считаете? Достаточно ли аллеи? Или нельзя останавливаться на достигнутом? ( ответы). Наверное, именно поэтому мы решили бороться за установление в городе памятника.
Учитель: Во время проведения акции , а также после нее  ребята раздавали БРОШЮРЫ (они у всех на столе).  Расскажет об этом группа журналистов.
Группа журналистов ( презентация брошюры)

 А также был проведен опрос горожан.
Группа журналистов  ( анализ социологического опроса).

Учитель: Я предлагаю Вашему вниманию интервью.  Прослушайте ( В интервью женщина говорит о том, памятник не нужен)
Учитель: Прав ли говорящий? ( ответы).
Учитель:   Когда я слушала это высказывание, я думала, в чем природа  наше черствости? Почему у нас такое отношение к памяти?  Как вы считаете, что такое память?

ЭКСПЕРИМЕНТ:
-Лист бумаги.  Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»...
Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
Священная память о России для нас неразрывна с памятью о тех, кто прежде нас жил на Русской земле, кто ее возделывал и защищал, а также с памятью о всех умерших (по-старинному — почивших) родных и близких людях. Эту таинственную связь прекрасно выразил величайший русский поэт А.С.Пушкин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека, —
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без Божества.
1830 г.

Дмитрий Сергеевич Лихачев во многих своих произведениях приводил эти строки А.С.Пушкина. На Руси слово «память» имело, прежде всего, духовно-нравственное значение. Это слово священно! Оно всегда напоминает человеку о самом важном в прошлом и будущем, о жизни и смерти, об умерших как о живых, о нашем неизбывном долге перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас.
Д.С. Лихачев писал: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. „Беспамятный“ — это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести».
-Как вы понимаете эти слова?  Что такое совесть? Кто может  обладать совестью? Человек. Значит, лишаясь памяти, мы лишаемся человечности.
                                            
 МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА
человечность
генетическая память
совесть
сохранение

Учитель:   Что же мешает нам помнить о том, что произошло в страшные годы террора? Ведь не так много времени прошло? Поразмышляем над этим.
1.Я хочу напомнить вам о  том, как сложно переосмыслить память детям и внукам фашистов. Но  от истории, от пошлого никуда не деться, и внуки и дети живут с этим. Легко им? Какое чувство они испытывают? ( стыд)

Напомню и о том, как мы обсуждали с вами факт из прошлого нашей страны о том, что после ВОВ ветераны-инвалиды, не «вписывающиеся» в общество победителей были отправлены ( а точнее, сосланы на Валаам ( журнал «Фома», сентябрь 2011, статья «Подальше от общества победителей»). «Искалеченные войной, инвалиды день за днем умирали на Валааме от тоски и бессилия. Кто-то попытался сбежать- его нашли замерзшим на льду озера, по которому он хотел добраться до материка. Фактически это не был дом инвалидов. Это была тюрьма.»
Почему этот факт скрывался? Ведь мы отмечаем праздник победы, гордимся героями? Почему этот факт утаили? ( стыд)

Итак, СТЫД - это то, что мешает нам ПОМНИТЬ
Учитель: Что еще мешает? (ответы). СТРАХ
Учитель: Что движет женщиной,  интервью с которой мы слышали? Она говорит о том, что памятник не нужен, есть более важные вещи, чем помнить ОБ ЭТОМ. (БЕЗРАЗЛИЧИЕ, РАВНОДУШИЕ)
Учитель: По результатам опроса было выяснено, что многие просто не знакомы с этой проблемой ( НЕЗНАНИЕ)
ЧТО ЖЕ МЕШАЕТ НАМ ПОМНИТЬ О ПРОШЛОМ?
                                              МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА
человечность                                                                                   СТЫД  
генетическая память                                                                       СТРАХ
совесть                                                                                              БЕЗРАЗЛИЧИЕ
сохранение                                                                                       РАВНОДУШИЕ
                                                                                                          НЕЗНАНИЕ
Учитель:  Как же так? Страх, стыд, безразличие становятся важнее ЧЕЛОВЕКА? Вспомним М. Горького и монолог Сатина: « Человек - вот правда».  Что же, жизнь подтверждает обратное? ( ответы)

- У Чингиза Айтматова в одной из книг рассказывается о манкуртах- людях, потерявших память. Происходило это потому, что людей подвергали жесточайшим пыткам. Но мы же не манкурты?

Совсем недавно на сайте  КПРФ Сызрани (http://syzrankprf.ru/news/other/173-2011-01-12-16-32-34) я наткнулась на любопытную статью. «Куда пропали следы сталинских репрессий?» ( выход в Интернет).
 Сразу бросается в глаза циничная надпись, не говоря о том, что оспаривается тот факт, что массовые репрессии были вообще, что все это -фальсификация, а мы с вами- жертвы манипуляций. Можете сказать мне - где же следы репрессий в Сызрани? ( под слоем строительного мусора, зарыты в овраге, равнодушно забыты). А не говорит ли об обратном карта ГУЛАГА? (СЛАЙД)

Учитель:  Легко ли пробить  стену равнодушия, страха, стыда и т.д.? Но ребята постарались. Группа политиков познакомит нас со своей работой.

Учитель:  На письма были получены ответы от депутата (зачитывают).
Учитель:  Так быть ли памятнику? Во многих городах России, в том числе в Самарской области такие памятники есть (СЛАЙДЫ)
Каким быть памятнику? Группа юных журналистов подготовила проекты памятников (СЛАЙДЫ). В данном конкурсе выиграл проект Хусаинова Рустама. Ребята пошли дальше и подготовили модель памятника, который вам представят. Может быть, и у вас будут какие- нибудь предложения?
Учитель:  Мне очень хотелось бы сказать, что «лед тронулся», и наши активные действия возмутили спокойствие нашего провинциального городка. Время покажет. Возможно, в нашем городе будет памятник!

Рефлексия
Я предлагаю поработать с «мыслительными» стульями:
Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.
 Стул мечтателя
Представить положительное развитие событий ( Памятник будет!) .
Стул реалиста.
На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным. (  А будет ли памятник?)
 Стул критика.
В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях?
Учитель: Есть ли вопросы у одной группы к другой?
Учитель: А как вы считаете- будет ли памятник в Сызрани? ( проводится опрос в классе: учащиеся кладут в ящик жетон ( черный- не будет, белый –будет). Журналисты производят подсчеты.



Чтец:

 - А наше встреча подходит к кону.
 Ученик:
(«Ещё не поставленные памятники» Е. Евтушенко)
Ещё не поставленные памятники
                                                      шагают по тундре ягельной,
до вечномерзлотной крови
                                          вминая колымский снег,
и передают
                  из рукава в рукав
                                                по старой привычке лагерной
слепленную
                  из газет тридцать седьмого
самокрутку -
                  одну на всех.
Ещё не поставленные памятники
                                    кайлами откапывают
                                                            погибших товарищей,
скульптурами ставших от холода
                                                      внутри безымянных могил,
и лесоповальной, смерзшейся
                                                почти что мраморной варежкой
стучат по ночам во все двери
                                                тех, кто о них забыл.
Кровавые слёзы убитых
                                          в металле ещё отольются.
Якир с пьедестала протянет
                                                гранитную руку стране.

Сейчас ваше время, памятники,
                                                время мрамора честного.
Ото всего оболганного
                                    навек отлипает грязь,
и скрипка когда-то раздавленная
                                                      маршала Тухачевского
срастается по кусочкам,
                                          мраморной становясь! (1987)

Ученик: А мы хотели бы в знак того, что работа еще не закончена, подарить всем присутствующим белые ленточки, как символ чистоты и невинности убиенных, как память о проделанной работе. Может быть,  вы или ваши знакомые придут на аллею и привяжут на деревцо белую ленту…


Источники: «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева.