Персональный сайт Анжелики Зиминой - Публикации

http://azimina.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=56
Распечатать

Урок доброты




УРОК ДОБРОТЫ

ЦЕЛЬ: улучшить отношение детей к людям с инвалидностью (ОВЗ), показать, что инвалидность не является основанием для отторжения.
ЗАДАЧИ:
•    оценить уровень знаний у школьников об особенностях и возможностях жизни людей с инвалидностью (ОВЗ);
•    дать понять учащимся, что люди с инвалидностью (ОВЗ) и здоровые люди  имеют равные права и возможности.
Форма проведения:
•    тренинг,
•    мини-лекция,
•    блиц-опрос,
•    беседа,
•    арт-терапия.

ХОД УРОКА ДОБРОТЫ
1.    ПРИВЕТСТВИЕ «Нить Ариадны»
Цель: Создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.
      Инструкция: участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире… ».
2.    ТРЕНИНГ «Салфетки»
Инструкция: возьмите в руки салфетки и разорвите их на 2 части. Покажите. Нет похожих половинок. Так и все мы разные.
3.    ТРЕНИНГ «Мы похожи или нет?»
      Инструкция: все участники сидят на стульях в кругу. Ведущий  говорит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто... (умеет рисовать)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым ведущим.
Поменяйтесь местами те, кто
•    любит сладкое,
•    находится на диете,
•    любит смотреть сериалы,
•    грустит в дождливую погоду,
•    предпочитает спортивный стиль в одежде.
Обсуждение: что нового узнали об участниках? Есть ли сходство между нами?


4. ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Вспомните сказку В. Катаева «Цветик –семицветик».
«Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась».
Ведущий: К сожалению, в жизни все гораздо сложнее. И рядом с нами могут оказаться люди  с ограниченными возможностями здоровья.

5. БЛИЦ-ОПРОС ПО ТЕМЕ «ИНВАЛИДНОСТЬ»

•    Встречали ли вы людей с инвалидностью?  
•    Какие бывают виды инвалидности?
•    Почему становятся инвалидами?
•    В каком возрасте становятся инвалидами?
•    С какими трудностями сталкиваются люди с инвалидностью?
•    Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?

6.МИНИ-ЛЕКЦИЯ «Что такое инвалидность?»

Инвали́дность (лат. invalidus — букв. «несильный», in — «не» + validus — «силач») — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Инвали́д — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений .
Человек с инвалидностью постоянно сталкивается в своей жизни с различными огра- ничениями. Ограничение – это когда ты не можешь легко и просто делать то, что для других людей естественно и привычно. Мы привыкли воспринимать инвалидность, как проблему человека, который отличается от других. Человек, который заболел или получил травму, действительно отличается от других. Но мы же все отличаемся друг от друга – вспомните салфетки! Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Возможности человека с инвалидностью ограничены только условиями его жизни.

7. ИГРА «ИМИТАЦИЯ»
Цель: дать возможность детям прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается незрячий человек, человек без руки или ноги, и понять, что он при этом ощущает.
Инструкция: ученику-добровольцу завязывают глаза и дают задание, которое он должен выполнить. Например, найти предмет, игрушку, которую спрятал ведущий, или написать на доске имя, нарисовать рисунок.
1 вариант «Невидящий» Из добровольцев выбирается участник и помощник. Участнику объясняется задание: «Сейчас мы завяжем тебе глаза, и ты с завязанными глазами выполнишь следующее задание – от двери класса подойти к доске, найти мел, написать свое имя и вернуться на свое место».  Инструкции к помощнику: «Твоя задача – оберегать твоего товарища от падений и от столкновений с окружающими предметами».
Вопросы после игры:
•    К участнику: Что ты чувствовал? Что ты делал?  Трудно ли было? Если трудно, то когда?
•    К помощнику: Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?
•     Ко всей группе: Что Вы видели?  Где ему было трудно?
•     Когда ему было трудно?  С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются плохо видящие или совсем не видящие люди?
•    Дополнительный вопрос по этике: Как помогали человеку с завязанными глазами? А каким способом еще можно помочь незрячему человеку сориентироваться в пространстве?

2 вариант: участник выполняет задание на 1 ноге.

8. Упражнение «Общий язык»
Цель: изучение ситуации ограниченного общения
Инструкция: из группы выбирается по желанию тройка участников. Участники должны договориться между собой  о том где, когда и зачем они должны встретиться ( например, завтра вечером встречаемся у школы и идем в театр)  Но средства общения у каждого ограничены. Среди троих договаривающихся один сидит с завязанными глазами и неподвижен. Другой онемел и также неподвижен. Третий также онемел, вдобавок у него завязаны глаза. Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, тройка должна договориться до чего-то за минимальное время. По желанию игра повторяется со следующей тройкой участников.
Обсуждение:
- удалось ли вам договориться?
- трудно ли было выполнить упражнение?
- что способствовало, а что препятствовало успешному нахождению общего языка?
ДЛЯ ТОГО, чтобы не было барьеров в общении, может использоваться жестовый язык.

9.МИНИ-ЛЕКЦИЯ «Жестовый язык»

Жестовый язык – самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится рука-ми в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Жестовые языки в основном используются неслышащими или слабослышащими людьми для общения. Жестовые языки почти полностью независимы от звуковых языков и продолжают развиваться: появляются новые жесты, отмирают старые жесты, и, чаще всего, это мало связано с развитием звуковых языков, поэтому количество жестовых языков в какой-либо стране не связано с количеством звуковых языков в этой же стране. Даже там, где присутствуют несколько звуковых языков, может быть единственный общий жестовый язык, а в некоторых странах с одним звуковым языком существует несколько жестовых языков. Другое распространенное ошибочное представление связано с тем, что часто жестовым языком называют дактилирование букв.
На самом деле такая передача жестами отдельных букв используется в жестовых языках только для произнесения имен и названий, а также специфичных терминов, взятых из звуковых языков. Передача отдельных букв жестами также находит применение в калькированных жестовых языках, используемых слышащими для передачи информации жестами грамматически близко к звуковому языку .

9. СЛОВАРНАЯ РАБОТА (  мини-презентация в группе)
Инструкция: учащиеся делятся на группы. Нужно в словаре (Internet) найти ответ на вопрос и рассказать об этом всем учащимся.
Вопросы:
•    Что такое пандус?
•     Что такое Шрифт Брайля?
•     Что такое паралимпиада? Назовите паралимпийские виды спорта?

10.АРТ-ТЕРАПИЯ «Школа будущего»
Вспомните сказку «Цветик- семицветик». После того, как Женя узнала об особенностях Вити,  она постаралась изменить ситуацию (загадала желание, чтобы Витя снова смог самостоятельно ходить). Мы не можем так чудодейственно изменить ситуацию, но в наших силах при желании общаться с человеком, найти общие с ним интересы, общие игры, общее дело.

•    Как вы думаете, могут ли ребята с инвалидностью и без инвалидности учиться вместе в одной школе?
•    С какими трудностями могут столкнуться ребята, которые передвигаются на коляске, имеют особенности слуха, зрения?
•    Как можно приспособить школу, что изменить, добавить чтобы ребятам с инвалидностью было удобно передвигаться, учиться в школе? В классе?

ЗАДАНИЕ: коллективное рисование школы будущего - школу равных возможностей для всех.
Упражнение «Ради этого стоит жить» (работа со стрессом в условиях кризиса)
Цель: познакомить участников тренинга со способами преодоления тяжелых стрессовых ситуаций (например, связанных с последствиями финансового кризиса, семейными несчастьями, профессиональным крахом и т.п.)
Участникам предлагается познакомиться с психотехническим упражнением, помогающим справиться с последствиями тяжелых стрессирующих ситуаций
Цель упражнения: ребята начинают осознавать, насколько важно детям с инвалидностью ходить в школу, общаться со сверстниками, с другими людьми.
Инструкция: класс делится на 4 группы. ( Можно для групп дать следующий вариант задания: 1- школа, 2- больница. 3- магазин, 4- парк)

11. РЕФЛЕКСИЯ
•    Что нового вы узнали на УРОКЕ ДОБРОТЫ?
•    Какие выводы сделаем? ( Коллективный вывод)


       12. Д/З
Найти в сети Internet истории об известных людях с инвалидностью,
ИСТОЧНИКИ:
Использованы материалы сайта: http://moi-uni.ru/mod/resource/view.php?id=26984