Персональный сайт Анжелики Зиминой - Публикации

http://azimina.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=57
Распечатать

Хотелось бы всех поименно назвать




Методическая разработка  внеклассного мероприятия
 «ХОТЕЛОСЬ БЫ ВСЕХ ПОИМЕННО НАЗВАТЬ»
( УРОК ПАМЯТИ)

Участники: учащиеся 11-х классов

Методический замысел мероприятия и обоснование его темы:
Межпредметные связи с курсами истории позволили учителю поднять осмысление литературно-исторических процессов на теоретический уровень, который и составляет стержень всей композиции мероприятия.
Используется  биографический метод, когда сквозь призму событий жизни репрессированных исследуется целая историческая эпоха. Путём эмоционального погружения в реалии сталинского времени и создания словесной картины жизни в лагерях, на основе текстуальной работы с произведениями В. Шаламова  учащиеся показывают ужас сталинских репрессий. Мероприятие информационно насыщено, динамично, с органичным использованием мультимедиа.
Тема аргументируется нравственными основаниями – недопустимостью истребления, физического и нравственного унижения человека, прошедшего испытание всеобщей подозрительностью и страхом. Основная идея мероприятия –идея памяти, которой не надо бояться, которую преступно заглушать.
Форма мероприятия:
 урок-размышление.
Цели и задачи :
•    привлечь внимание учащихся к тематике политических репрессий, к необходимости сохранения памяти о жертвах произвола;
•    научить учащихся воссоздавать с помощью художественных произведений исторические процессы, знакомые им по курсу истории;
•     формировать у школьников навыки критического осмысления отечественной истории, чувства гражданской ответственности и патриотизма
•     способствовать пониманию связей между особенностями исторической эпохи и творчеством писателей;
•     помочь учащимся осознать масштабы репрессий и невосполнимых потерь, дать морально- правовую оценку периода репрессий.

Методы:
•    персонифицирующий,
•    описательный,
•    поисковый,
•    оценки исторических событий и процессов.
Приёмы деятельности учителя:
•    фронтальная эвристическая беседа;
•    образное повествование;
•    организация работы в группах;
•    анализ текста.

Форма организации  деятельности:
•    фронтальная;
•    индивидуальная ( при подготовке к мероприятию);
•    групповая ( работа в группах «Историки», «Правоведы», «Краеведы», «Литераторы», «Биологи», «Очевидцы», «Журналисты»)
Используемые технологии:
•    Технология модерации,  эффективность которой определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие их исследовательских и проектировочных умений, коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
•    ИКТ;
•    Игровые технологии.

Место проведения: актовый зал школы
Оборудование:
•    видеокамера, мультимедиапроектор;
•    рабочие листы (эпиграф, отрывок из произведения В. Шаламова, информация о ГУЛАГЕ);
•    карточки для рассаживания за стол ( гости выбирают место за любым столом («Правоведы», «Историки» и др.);
•    название групп.
Опережающее задание:
•    прочитать «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова;
•    знать биографии писателей;
•     учиться высказывать свое мнение по поводу прочитанных произведений.

Предварительная работа:
Задание всем: прочитать рассказы  В.Т. Шаламова «Вишера», «На представку», «Сгущённое молоко», «Заклинатель змей», «Надгробное слово», «Воскрешение лиственницы», «Тифозный карантин»).

1. Задание группе «литераторов»:
•    Подготовить биографию В. Шаламова;
•    проанализировать рассказы  В.Т. Шаламова «Вишера», «На представку», «Сгущённое молоко», «Заклинатель змей», «Надгробное слово», «Воскрешение лиственницы», «Тифозный карантин»);
2. Задание группе «историков»:
•    подготовить информацию о ГУЛАГЕ;
3. Задание группе «краеведов»:
•    подготовить материал о репрессиях в Сызрани;
•    подготовить информацию о памятнике жертвам репрессий.

4. Задание группе «правоведов»:
•    проанализировать рассказы В. Шаламова и найти нарушение прав человека.
5.Задание группе «биологов»:
•    подготовить информацию о питании в ГУЛАГЕ.
6.Задание группе «очевидцев»:
•    подготовить мини-проект «От первого лица» ( рассказ о репрессиях глазами очевидца)
7.Задание группе «журналистов»
•    подготовить вопросы по теме урока.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит Реквием Моцарта
Ученик ( из группы «Очевидцы»):

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
(.А.А. Ахматова «Реквием»)


•    Учитель: Эти  строки А.А. Ахматова написала о страшных годах ХХ века. В страшные годы ежовщины она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде, переживая за сына. Ее первый муж,  Николай Гумилев был расстрелян за участие в контрреволюционной деятельности. Он не донес органам власти, что ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт отказался от предложения, но доносить не пошел, мешало понятие чести.
•    Это вехи одной судьбы. А сколько их было! Посмотрите на мартиролог. Среди пострадавших- известные вам имена. А сколько неизвестных… Сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных.  Рабочие и   крестьяне,  маршалы и генералы, священники, ученые, поэты, писатели, артисты…
•    Именно им посвящен Урок Памяти, названием которого являются строки из «Реквиема» А. Ахматовой:  «Хотелось бы всех поименно назвать». Как вы думаете, какой знак препинания поставить в конце предложения, поясняя тем самым тему урока? Точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие? Ответ можно обсудить в группах: «Историки», «Правоведы», «Краеведы», «Литераторы», «Биологи», «Очевидцы», «Журналисты».

 ( обмен мнениями)

Учитель: Я подобрала эпиграфы к нашему уроку. Это слова писателей В. Шаламова, А. Солженицына, поэта А. Жигулина.

• МИНИ-ПРОЕКТ «Литераторов» ( о В. Шаламове, А. Жигулине, А. Солженицыне).

1.А.И. Солженицын - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960—1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей. Был арестован в 1945г.по статье 58, пункт 10, часть 2, и пункт 11 Уголовного Кодекса РСФСР.
«Архипелаг ГУЛАГ» посвящён жертвам коммунистического режима в Советской России и Советском Союзе с 1918 по 1956 год.
Многих из них советская власть уничтожала только потому, что эти люди имели смелость и неосторожность не соглашаться с официальной идеологией, других убивали за веру в Бога, за принадлежность к тем сословиям, которые считались врагами соцлагаря…
 А.Солженицын, проведший 8 лет в лагерях, переболел  пневмонией, раком, чувствовал себя обязанным рассказать миру правду…
Умер в 2008 году.

2.В. Шаламов - русский прозаик и поэт советского времени. 19 февраля 1929 года Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской группе и за распространение дополнения к «Завещанию Ленина». Вовнесудебном порядке[2] как «социально-опасный элемент» был осуждён на три года лагерей.
В январе 1937 года Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Он был осуждён на пять лет лагерей и провёл этот срок наКолыме (СВИТЛ). Шаламов прошёл таёжные «командировки», работал на приисках «Партизан», «Чёрное озеро», Аркагала, Джелгала, несколько раз оказывался на больничной койке из-за тяжёлых условий Колымы.
 Провёл в сталинских лагерях 17 лет, большую часть – на Колыме. Высохшие от голода заключённые работали на золотодобывающих приисках даже в 40-градусный мороз…
Умер в 1982 году.

3.А.В. Жигулин - русский поэт, прозаик. Родился 1 января 1930 в Воронеже. Отец – выходец из крестьян, мать – из дворянской семьи Раевских.
В 1949 был арестован по обвинению в принадлежности к анстисталинской подпольной организации и отбыл 10 лет заключения в Сибири.В лагере продолжал сочинять стихи, заучивая их наизусть, так как даже простой карандаш был недоступной роскошью. Пройдя через лагерный ад, Жигулин остался истинным поэтом. Он выпустил сборник стихотворений «Далёкий колокол». Вот одно из них:
Снег над соснами кружится, кружится.
Конвоиры кричат в лесу...
Но стихи мои не об ужасах.
Не рассчитаны на слезу.
И не призраки чёрных вышек
У моих воспаленных глаз.
Нашу быль всё равно опишут,
И опишут не хуже нас.
Я на трудных дорогах века,
Где от стужи стыли сердца,
Разглядеть хочу человека –
Современника
И борца.
В 1954 был освобожден, в 1956 реабилитирован.
Умер 6 августа 2000 года в Москве.

 Учитель:
•    Как вы понимаете слова «Разглядеть хочу человека»?
•    Что же Жигулин считает главным в человеке, попавшем
в невыносимые условия?


  Учитель:  Эпиграф к нашему уроку выберите сами, аргументировав тем самым свое решение.
1. «Забвение пережитого – смерть души»
(В. Шаламов)

2. «Не надо бояться памяти
Тех не очень далеких лет» (А. Жигулин)

3.«Патриотизм это цельное и настойчивое чувство любви к своей родине и к своей нации, без угодливого угождения её несправедливым притязаниям, с откровенной критикой её пороков и грехов» ( А.И. Солженицын).

( осуждение эпитетов)

Учитель:
•    Эти эпиграфы так или иначе связаны с проблемой памяти.  Сеголня уже не возникает вопросов: нужно или нет поднимать тему репрессий. НУЖНО. ПРОСТО НЕОБХОДИМО, потому что «без памяти нет совести», потому что мы можем превратиться в лишенных памяти манкуртов, не помнящих родины и матери…
•    Именно поэтому  ведутся архивные работы, пишутся Мемориальные книги, создаются базы данных пострадавших в годы гонений. Узнать о наших земляках можно в Базе данных ( «За Христа пострадавшие») на сайте Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, в«Виртуальном музея памяти» ( подготовлен учениками школы), на сайте Храма Успения Божией Матери ( г. Сызрани).
•    Таких имен на сайте 117.
•    Сегодня   всей стране  возводят памятники жертвам сталинского террора, а 30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий.

•    В 2014 году стараниями Администрации г..о. Сызрань и ОАО «Тяжмаш» был установлен в нашем городе памятник. О нем  расскажет группа «Краеведы».

МИНИ-ПРОЕКТ группы «Краеведы»
1.В 1937 г. Сызрань, как и всю страну, охватил разгул сталинских репрессий. Было осуждено по ложным обвинениям несколько сотен горожан. Большинство из них умерло в лагерях или было расстреляно. В Сызрани расстрелы происходили в местной тюрьме, на старогородском кладбище и в Заусиновском овраге.  
 2. Заусиновский овраг… Место, куда в 1937-1938 гг. свозились тела расстрелянных политических заключённых. Кажется, до сих пор здесь царит дух трагедии. Рядом с оврагом - Храм успения Божией Матери, на территории которого стараниями настоятеля храма  установлен памятный знак.
В 2011году учащиеся школы  14 заложили  «Аллею памяти», установили  табличку и мемориальное Древо Памяти на месте расстрела жертв политических репрессий. Ежегодно проводят акцию «Белые ленточки памяти»
3.Благодаря сотрудничеству Администрации г.о. Сызрань, ОАО «Тяжмаш»
 в 2014г.  по проектам учащихся нашей школы на ул. Локомобильной был установлен  памятник. На нем надпись: «Памяти погибших в годы политических репрессий»

Учитель: Что такое репрессии? (ответы) Попробуем найти ассоциации слову репрессия (зло, беззаконие, жестокость, враги народа, расстрелы)
Учитель: Правоведов я попрошу дать определение слову с правовой стороны.
Справка:
Согласно закону России  № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»,  от 18.10.1991г.,  репрессиями,  признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни и свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселения,  привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным или религиозным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.


Учитель: К 1937 году тюрьмы и следственные изоляторы уже не справляются с потоком арестованных. Необходимо было придумать технологию, которая могла бы разгрузить тюрьмы, ускорить этапирование осуждённых в лагеря, упростить процедуру расстрела. В июле 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление «Об антисоветских элементах». Было принято решение о создании «троек» с широкими полномочиями при республиканских региональных управлениях НКВД. По создаваемым спискам людей, обвиняемых в политических преступлениях, к расстрелу приговаривались от 70 до 100 % обвиняемых.
                  
Учитель: Для содержания репрессированных была создана целая сеть исправительно-трудовых лагерей. ГУЛАГ - Главное управление лагерями. Всего 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, 50 колоний для несовершеннолетних, 90 «домов младенца». а также более 2000 спецкомендатур. Всего свыше 30 000 мест заключения…  Мало, кому повезло выйти на свободу. Большинство было расстреляно без суда и следствия.
•    Группа Историков расскажет нам о ГУЛАГЕ
Главное управление лагерей, трудовых поселений и мест заключенияя (ГУЛАГ) было создано 2 апреля 1930 г. в недрах ОГПУ СССР (Объединенного Главного политического управления) для реализации государственной политики террора и устрашения. С 1934 г. ГУЛАГ был структурной единицей НКВД (с марта 1946 г. – МВД) СССР. Своё происхождение он ведёт со времен гражданской войны, когда по всей стране большевиками были созданы концлагеря для «врагов народа».

Наиболее известным из лагерей был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), располагавшийся на месте известного монастыря на островах Белого моря. Европейский Север России, таким образом, и при большевиках остаётся местом ссылки, каторги и подневольного труда десятков, а затем и сотен тысяч людей разных национальностей. С 1921 по 1954 гг. было осуждено около 4 млн чел.
Репрессиям подвергались все слои населения: политические противники и оппозиционеры, крестьяне,середняки и кулаки, духовенство, партийные и государственные работники, работники судов и прокуратуры, высший и средний командный состав Красной Армии, рабочие, служащие, интеллигенция. Репрессиям также подвергались целые народы: немцы, чеченцы, турки, месхетинцы, ингуши, карачаевцы, греки, болгары, армяне, западные украинцы, литовцы, латыши, эстонцы, поляки, западные белорусы, финны, корейцы и др.
В лагерях были  тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектах на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней и непосильного труда.


 
Учитель:
•    Люди были  истощены голодом, похожи на узников фашистских лагерей. Работали вручную - с лопатой,  по 12-15 часов в сутки. Особенно тяжело было в мороз. В рваной одежде,  в бурках. Бурки были  из ваты старых одеял, перемотанных лентой.
•     Группа «Биологов» расскажет, как кормили узников лагерей.
Нормы питания человека:





Учитель:
•    Тема политических репрессий отражена в литературе. По 58 статье был осужден В. Шаламов, рассказы которого вы читали к уроку.
«Колымские рассказы» –137 текстов, созданных с 1954 по 1974 год и собранных в 5 сборниках:
•    «Колымские рассказы», 1954–1962 (33 рассказа);
•    «Левый берег», 1956–1965 (25 рассказов);
•    «Артист лопаты», 1955–1964 (28 рассказов),
•    «Воскрешение лиственницы», 1965–1967 (30 рассказов);
•    «Перчатка, или КР_2», 1962–1973 (21 рассказ).


•    Шаламов вспоминает о том, о чём, он считает, забыть не имеет права: о густо размещённых, разбросанных на теле родной земли концлагерях, лживо названных исправительно-трудовыми лагерями. «Белая, чуть синеватая мгла зимней 60градусной ночи, оркестр серебряных труб,играющий туши перед мёртвым строем арестантов. Жёлтый свет огромных, тонущих в белой мгле бензиновых факелов. Читают списки расстрелянных за невыполнение нормы».

•    СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН: Какой рассказ, фрагмент рассказа на вас произвел сильное впечатление? ( обмен мнениями).
•    Один из фрагментов, который оставил след в моей  памяти.

«Постников со своими бойцами бледным утром наткнулся на беглеца, вышедшего к ручью, где была засада.
Постников выстрелил из маузера и убил беглеца. Решено было его не тащить в поселок и бросить в тайге – следов и рысьих, и медвежьих встречалось здесь много.
Постников взял топор и отрубил обе руки беглеца, чтобы учетная часть могла сделать отпечатки пальцев, положил обе мертвых кисти в свою сумку и отправился домой – сочинять очередное донесение об удачной охоте.
Это донесение было отправлено в тот же день – один из бойцов понес пакет, а остальным Постников дал выходной день в честь своего успеха...
Ночью мертвец встал и, прижимая к груди окровавленные культяшки рук, по следам вышел из тайги и кое-как добрался до палатки, где жили рабочие-заключенные. С белым, бескровным лицом, с необычайными синими безумными глазами, он стоял у двери, согнувшись, привалясь к дверной раме, и, глядя исподлобья, что-то мычал. Он трясся в сильнейшем ознобе. Черные пятна крови были на телогрейке, брюках, резиновых чунях беглеца. Его напоили горячим супом, закутали какими-то тряпками страшные руки его и повели в медпункт, в амбулаторию. Но уже из избушки, где жил оперпост, бежали солдаты, бежал сам ефрейтор Постников.
Солдаты повели беглеца куда-то – только не в больницу, не в амбулаторию – и больше о беглеце с отрубленными руками никто ничего не слышал».( В. Шаламов)

•    Какие права человека были нарушены?
•     «Колымские рассказы» – это сага о трагедии человека ХХ и XXI веков, о мировом кризисе христианской цивилизации, ведь нарушены были все  христианские заповеди нарушены? СЛОВО ГОСТЯМ


Учитель: А вот, что говорят очевидцы тех страшных событий ( Группа «Очевидцы»)


Мини-проект «От первого лица»
1. Самым, пожалуй, страшным был холод. 5а-56 градусов. Даже плевок замерзал на лету. А ещё голод. Голод – это вторая сила, разрушающая в короткий срок. Я всё время чувствовал что худею, худею, прямо сохну, день ото дня, пищи не хватает, всё время хочется есть. А ещё усталость, отсутствие силы. Нам не дают спать, рабочий день – 14 часов в сутки.
2.Моего отца арестовывали дважды. В 1937 г. мне было уже шесть лет. После ареста отца начались наши хождения по мукам. В деревне нам не давали ни жить, ни учиться, считая «детьми врагов народа».
Когда я стала подростком, меня посылали на самые тяжелые работы в лес — пилить дрова наравне с взрослыми мужчинами. Со мной даже сверстники не дружили. Я вынуждена была уехать, но и там меня нигде не брали на работу. Вся жизнь прошла в страхе и муках. Теперь нет ни сил, ни здоровья.
3. «Норма для бригад путеукладчиков была один километр за смену Но начальству казалось мало! Чтобы ускорить темпы работ, отсчитывали 1200 или 1300 метров, и в конце этого отрезка ставили стол с угощением – хлеб, консервы, рыба, спирт, махорка. Зэкам говорили: доведёте укладку сюда – всё ваше! И мы, голодные, полуживые доходяги из последних сил рвались к заветному столу…»
«Дорога строилась на костях зэков. Под каждой шпалой лежит по пять человек в буквальном смысле, потому что хоронили прямо под насыпью, чтобы не терять время на рытьё могил».
4. В 9-летнем возрасте я был  репрессирован вместе с отцом, матерью, 5-летним братом и 7-месячной сестрой в декабре 1938-го. Отца после ареста больше не видел и не знаю, что с ним случилось, где затерян его след. С мамой, братцем и сестрёнкой их долго вёз куда-то эшелон полностью набитый такими же, как и мы, семьями. Декабрьский холод, без еды и воды, непрестанный плач детей. В дороге умерла сестрёнка. Ночью эшелон остановился на неизвестной станции. Меня с остальными подростками постарше пересадили в другой состав. Маму и младшего брата я видел здесь в последний раз. Снова долгий путь, очередная станция, и открытое заснеженное поле .Приказали рыть мёрзлую землю, раздали кирки, лопаты. Под ночным небом с трудом образовалась длинная траншея, в которую заставили всех лечь. Утром всех выстраивают в шеренгу, половина детей замёрзли во сне, остались лежать там, где их настигла смерть. Так  в 9 лет я оказался в Воркутлаге.
5. На командировке "Красная горка", в Соловках, был начальник по фамилии Финкельштейн. Однажды он поставил на ночь на лёд Белого моря при 30 градусах мороза тридцать четыре узника (среди которых были и женщины) за невыполнение плана. Всем им впоследствии пришлось ампутировать отмороженные ноги. Большинство из них погибло в лазарете. Через несколько месяцев мне пришлось участвовать в медицинской комиссии, свидетельствовавшей этого чекиста. Он оказался психически больным
6.В 1929 году на Соловецком острове работал я на сельхозлагпункте. И вот однажды гнали мимо нас “мамок” с грудничками. Конвой решил заночевать на нашем лагпункте. Поместили этих “мамок” в бане. Постели никакой не дали. На этих женщин и их детей страшно было смотреть: худые, в изодранной грязной одежде, по всему видать, голодные. Мы дали им молока. Женщины стали поить им своих малышей... Потом мы узнали, что все эти женщины и их дети, которых увезли на остров Анзер, погибли там от голода…”

Учитель: Самое страшное то, что ГУЛАГ не щадил никого: ни стариков, ни женщин, ни детей.


•    Грудной младенец в следственном изоляторе, запертый в камере вместе с матерью, или отправленный по этапу в колонию — обычная практика 1920-х – начала 1930-х годов. «При приеме в исправительно-трудовые учреждения женщин, по их желанию, принимаются и их грудные дети», — цитата из Исправительно-трудового кодекса 1924 года, статья 109.

•    «В семь часов утра няньки делали побудку малышам. Тычками, пинками поднимали их из ненагретых постелей (для «чистоты» детей одеяльцами их не укрывали, а набрасывали их поверх кроваток). Толкая детей в спинки кулаками и осыпая грубой бранью, меняли распашонки, подмывали ледяной водой. А малыши даже плакать не смели. Они только кряхтели по-стариковски и — гукали. Это страшное гуканье целыми днями неслось из детских кроваток».
•    На слайде вы видите мемориальный комплекс «Мамочкино кладбище» -место захоронения детей узников Карагандинского лагеря. Здесь был детгородок, где содержались дети заключенных матерей до двухлетнего возраста, потом детей отправляли по детским домам. Матерей водили на кормление под конвоем, который над ними зачастую куражился, всячески стараясь унизить и дать понять, что, мол, «какая она мать – враг народа» и не имеет права воспитывать ребенка.
•    Детей очень много умирало. В холодном коридоре стояло несколько бочек, куда трупики мертвых детей складывали, и там бегали крысы и часто грызли эти окоченевшие трупики.
•    А каково матери? Набирали определенную партию мертвых детей и потом хоронили. Хоронили заключенных и детей «пачками», без гробов, вместо памятника столбики с дощечками – на них номер, а то и вовсе без ничего. Как говорилось, «лекпом спишет» (лекпом - медработник, помощник лекаря)». ( по воспоминаниям М. Барковской)

•    Е. Гинзбург в повести «Крутой маршрут» писала:
 «Вот они лежат – маленькие мученики, родившиеся для одних страданий. У того годовичка с приятным круглым личиком уже начался отек легких. Он хрипит и судорожно дергает руками с ярко-синими ногтями. Как скажу матери?
Те две крайние девочки умрут, наверно, сегодня, при мне. На камфаре держатся. Заключенный врач Полина Львовна, уходя в зону, долго просила не жалеть иглу.
– Пусть хоть до девяти утра протянут… Чтобы… не в наше дежурство.
Эта пятимесячная дочка двадцатилетней матери-бытовички уже давно лежала здесь, в изоляторе, и каждая дежурная при передаче смены говорила: «Ну, эта, наверное, сегодня…»
А она все теплилась. Скелетик, обтянутый стариковской морщинистой кожей. А лицо… Лицо у этой девочки было такое, что ее прозвали Пиковой Дамой. Восьмидесятилетнее лицо, умное, насмешливое, ироническое. Как будто все-все было понятно ей, на короткий миг брошенной в нашу зону. В зону злобы и смерти.
Я колола ее большим шприцем, а она не плакала. Только чуть покряхтывала и в упор смотрела на меня своими всеведущими старушечьими глазами. Умерла она перед самым рассветом…Мертвая – она опять стала младенцем. Разгладились морщины, закрылись глаза, преждевременно постигшие все тайны. Лежал изможденный мертвый ребенок.» ( Е. Гинзбург «Крутой маршрут»)
Евгения Гинзбург старалась отдать этим детям нерастраченное тепло, заботилась, любила…Дети были изможденные, похожие на старичков и старушек.НЕ знали материнской любви  и ласки, простого человеческого участия. Дети отставали в своем развитии. Однажды Евгения гинзбург нарисовала им домик.
•    Что вы видите на картинке? (дети ГУЛАГА ответили- «барак»)
•     Кошку они не узнали, а на забор дружно показали- «зона».
•    Искалеченные, изуродованные судьбы целого поколения.Сегодня трудно сказать, сколько людей пострадало в годы террора. Официально опубликованные цифры: 1 344 923 арестованных, 681 692 расстрелянных. Известный историк Р.Конквест (БТ) называет другие числа: 12-14 млн. арестованных, не менее 1млн. расстрелянных; Комиссия ЦК (1962 г.) и того больше: 19 млн. арестованных, не менее 7 млн. расстрелянных.

Ученик:
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же оне поминают меня
В канун моего погребального дня.


Учитель: Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году. В середине 1960-х эта работа была свернута и возобновилась лишь в конце 1980-х годов. День памяти жертв политических репрессий в России впервые был отмечен в 1991 году в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября в 1974 году. Президентом России, правительством РФ несколько лет назад приняты и выполняются постановления, направленные на поддержку жертв репрессий, созданы специальные комиссии по делам реабилитированных.

Учитель:  И сегодня мы зажигаем  свечи  как дань памяти невинно убиенных в годы страшного террора.( зажигаются свечи).
( Звучит Реквием)
Ученик:
Когда горят поминальные свечи,
И зал в минуту скорби затих,
Мне кажется, сюда, на эту встречу,
Слетаются души наших родных.
Они спешат сюда из Казахстана,
Якутии, Чукотки, Воркуты,
С Вишеры, Усолья, Магадана,
Беломора, Соловков, Читы.
Мне кажется, они своих здесь ищут,
И радуются, что хранит нас Бог,
Что «черный ворон» по ночам не рыщет,
Не слышно стука кованых сапог.
Они взывают к нам, пока живущим,
И, кажется, мы слышим этот глас:
«Родимые, добрее станьте, лучше,
Зажгите свечи, помяните нас».
Я думаю, пока есть мы, живые,
Пока потомки наши будут жить,
В день Памяти всегда, по всей России
Свечам гореть, поминовенью быть.
Горят пусть свечи светом негасимым,
И пусть в сердцах людей не гаснет свет.
Я верю: благодарная Россия
Жертв не забудет, не забудет, нет!
УЧИТЕЛЬ: Объявляется минута молчания.