Карта сайта
Зимина Анжелика Игоревна
Учитель русского языка и литературы
Сызрань, Самарская область
И снова белый лист, перо и вдохновение...




Архив новостей
Государственные и родные языки в системе общего образования


«Государственные и родные языки в системе общего образования» ( 2011г.)

В современных условиях перед образованием выдвинуты  сложные задачи подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, конфессий.  Поэтому система образования многонационального государства несет ответственность за формирование  этнокультурной и региональной   идентичности у учащихся, сохранение и развитие родных языков и национальных культур народов, проживающих на его территории.
Многие ученые, философы, педагоги  раскрывали в своих трудах взаимосвязь образования с культурой народа. Например, в основу педагогической системы К.Д Ушинского был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание, - писал К. Д. Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Педагог подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота.
Высшее проявление народности – его язык. К.Д.Ушинский назвал влияние языкового образования «очеловечивающим», призывал к бережному отношению к  слову, «к родному языку, который является частью национальной культуры и основным средством ее постижения, приобщения к ее неисчерпаемым богатствам».
 Педагог   справедливо считал, что  «язык народа есть цельное органическое его сознание, вырастающее в своих народных особенностях из какого-нибудь одного, таинственного где-то в глубине «народного духа запрятанного зерна». По его мысли, язык народа несет на себе отпечаток всей его истории, народ «в сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости. Когда исчезает народный язык, — народа нет более».
Какова же ситуация на сегодняшний день? На территории России проживает более 180 народов. Важнейшей ценностью представителя каждого этноса является родной язык. В настоящее время функционируют 80 литературных языков, в том числе 30 государственных и титульных языков (название языка совпадает с именем этноса). Кроме того, в РФ согласно Постановлению Правительства от 24 марта 2000 года за № 255 официально признаны 45 коренных малочисленных народов, из них 40 народов относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, языки которых  занесены в Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения.
Система образования призвана сохранять  языковое и культурное разнообразие и историко – культурное наследия этносов, проживающих на   территории России.
Языковые права этнических меньшинств в области образования реализуются через обучение в школе на родном языке. Значительный вклад вносит межкультурное образование, содействующее формированию положительного отношения к языкам и культуре меньшинств и коренных народов. Обучение на родном языке может обеспечить только литературный язык, получение общего образования на родном языке возможно при достаточно развитой системе статуса языка. В этой ситуации изучение таких языков в школе как учебного предмета становится единственным способом их сохранения и развития. Кроме того, только изучение языка в школе может способствовать формированию литературного языка.
Государственная национальная образовательная политика направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципе единства федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Право  « на пользование родным языком» закреплено в Конституции ( статья 26).                                                        
В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.                                                                                                                  
Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. ( Статья 6)
Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» гарантирует  право «свободного выбора языка воспитания обучения», возможность  «получения основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования» ( Статья 9). Согласно Статье 10  «Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации условия для изучения и преподавания родного языка и других языков народов Российской Федерации».
Однако анализ нормативных документов РФ по образованию показывает, что принятие  закона от 01.12. 2007 г. № 309 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» предусматривает исключение национально-регионального компонента  из структуры государственного образовательного стандарта (ГОС) (статья 7 ФЗ «Об образовании»). Вместо государственных образовательных стандартов, состоящих из трех компонентов (федерального, национально-регионального и компонента образовательного учреждения), вводятся федеральные государственные стандарты, под которыми понимается совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Региональный (национально-региональный) компонент в составе ГОС давал право субъектам РФ самостоятельно устанавливать региональные учебные предметы. Такими предметами являются, в основном,  изучение родных языков, литературы и культуры коренных народов, проживающих на их территории,  и   изучение истории, географии региона. В связи с  изменениями концептуальных подходов к разработке и структуре ФГОС с компетенции субъектов РФ в области образования исключены самостоятельная разработка и утверждение  ГОС (национально-регионального компонента), примерных образовательных программ, базисного учебного плана, учебников.  Это означает, что ФГОС должен учитывать реализацию этнокультурных, региональных особенностей в соответствующих документах (компонентах). Вместе с тем ФЗ №309 от 01.12.2007 г. предоставил определенные возможности самим ОУ, расширил полномочия участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей). К структуре основных образовательных программ будут установлены требования к соотношению частей основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, а также их объему. Введение дополнительных  предметов в учебный план ОУ возможно только с учетом мнения участников образовательного процесса. Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов требует ответственного подхода и взвешенных решений, учитывающих конституционные права участников образовательного процесса в удовлетворении их этнокультурных и этноязыковых потребностей.
Несбалансированная реализация основного принципа государственной политики в области образования отражены в (п.2) статьи 2  ФЗ «Об образовании». Изменения, с одной стороны, призваны обеспечить «единство федерального культурного и образовательного пространства», с другой стороны, исключили механизм «защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Некоторую определенность в этой области внес Закон  РФ от 10.02. 2009 г. N18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», где  статья 29 «Компетенция субъектов Российской Федерации «Закона РФ «Об образовании» дополнена формулировкой «участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)».
Добавим, что  проект Национальной образовательной инициативы  «Наша новая школа»  не учитывает необходимость сохранения и развития государственных языков и культур. Кроме того, не существует   федеральной программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации  (  подобной федеральной целевой программе «Русский язык на 2011-2015 годы»).
Как обстоит дело в Самарской области? В Самарской области, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, проживают представители 135 этносов и этнических групп Языковая ситуация региона оценена как социолингвистическая зона этнического многоязычия при доминировании русского языка как языка титульной нации, используемого этническими меньшинствами в качестве второго родного языка или языка –посредника.  В Самарской губернии есть успешные примеры изучения родного языка и культуры в учебных заведениях, где существует так называемый этнокомпонент. В настоящее время в Самарской области национальные языки изучаются в 80 школах (6460 учащихся), в том числе: чувашский язык - в 36 общеобразовательных школах (1955 учащихся); мордовские (эрзя и мокша) языки - в 11 школах (915 учащихся); татарский язык - в 24 общеобразовательных школах (3430 учащихся), в г. Самаре действует муниципальное образовательное учреждение «Яктылык» с углубленным изучением татарского языка, литературы, истории; башкирский язык - в 9 школах (160 учащихся); иврит – в одной школе и ульпанах городов Тольятти и Сызрани, работает еврейская светская школа и детский сад «Ор авнер»; польский язык - в школах №132 и 120 г. Самары (260 учащихся). В городах области существуют воскресные школы: армянские, еврейские, корейская, литовская, украинская и другие. В ряде образовательных учреждений действуют факультативы и кружки по изучению этнографии.
В системе образования РФ доминирующая роль,  по праву принадлежит русскому языку как государственному. Приоритетом государственной политики в области сохранения и развития языков, в том числе и в системе образования, должно быть обеспечение условий для свободного владения русским языком в качестве государственного языка. Также в числе приоритетов должно быть и обеспечение условий для свободного пользования родным языком во всех сферах жизнедеятельности.
Русский язык – национальное достояние многонационального народа России, язык образования и развития, дружбы и единства народов. Именно от качества владения молодого поколения народов России русским языком будет зависеть и судьба их родных языков. Без родного языка очень сложно представить процесс формирования личности, его духовно-нравственное развитие. Родной язык, отечественный (так у Ф. И. Буслаева), язык отцов, язык Отчизны — это и средство, и содержание духовного развития личности, ее приобщения к непреходящим человеческим  ценностям; это связь поколений, канал познания мира, традиций народа, его философии и верований. Родной язык признан самым сильным инструментом сохранения и развития нашего духовного и материального наследия.
«Сбережение народа»,- так А.И Солженицын определил национальную идею. И это не только демографическая проблема, она включает и проблему сбережения духа народа, сбережения русской культуры и языка как носителя и хранителя духовности, культуры.  Эти слова  писателя  как бы продолжают мысль К.Д. Ушинского о том, что «народа нет более», если исчезнет язык. А по оценкам ЮНЕСКО, половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время исчезнуть с «лица» земли. Чтобы этого не случилось, каждый человек должен в детстве узнать и полюбить родную речь своего народа. Поэтому родные языки народов России должны занять достойное место в едином образовательном и культурном пространстве многонационального государства.





Список литературы

1.    Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.
2.    Государственные и титульные языки России. Энциклопедический словарь-справочник. – М.: Academia, 2002, c. 18
3.    Семенова С.С. Родной язык в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения// Народное образование Якутии, №2(70), 2009 г., с. 63-68
 




01.08.16
Распечатать

Вернуться назад


Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь "крылата"?
Попробуй научить детей творить,
И крылья обретут ребята!
(А. Зимина)
Самарская область, г.Сызрань
Тел: +7 917 125 94 57
e-mail: zimina-231273@yandex.ru

Гостей на сайте - 27
Пользователей - 0
Размер шрифта:      Цветовая схема:      Изображения: