Карта сайта
Зимина Анжелика Игоревна
Учитель русского языка и литературы
Сызрань, Самарская область
И снова белый лист, перо и вдохновение...




Архив новостей
Готовимся к олимпиаде по литературе ( "Медный всадник" А.С. Пушкина)


ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ («Медный всадник А.С. Пушкина)
ЗАДАНИЕ 1
В поэме А.С. Пушкина звучат или намечены темы, которые характерны для его творчества и впоследствии будут развиваться у других писателей и поэтов XIX-XX вв. Постарайтесь не просто перечислить эти темы, но и назвать известные вам произведения, в которых они звучат. Обратите внимание на то, что автор того или иного произведения может вступать в диалог и даже в полемику с Пушкиным, не совпадать с ним в трактовке описываемого явления.

ВАРИАНТ ОТВЕТА:

Одной из тем в творчестве А.С. Пушкина является тема «маленького» человека, проявленная в его произведении «Станционный смотритель».
Эта тема интерпретируется  и у других писателей и поэтов XIX-XX вв.: у Н.В.Гоголя в «Шинели» «маленький» человек униженный и оскорбленный так же, как и у А.П.Чехова в «Смерти чиновника».В произведении Н.С.Лескова «Левша» «маленький человек» создает то, чего люди,  смеявшиеся на ним, не могли сделать .У А.П.Платонова в произведении «Юшка» также затронута эта тема, его герой- маленький человек с большим любящим сердцем.
Тема Петербурга также звучит в этом произведении. Линия реалистического изображения Петербурга развита в «петербургских повестях» Н.В. Гоголя, в произведении  Ф.М. Достоевского  «Белые ночи».
Еще одна  тема, которая поднимается в произведении «Медный всадник» - взаимоотношение человека и власти.  Эту тему мы находим в стихотворениях М.Ю. Лермонтова ( «Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), произведениях А.И. Солженицына «Один день  Ивана Денисовича», В. Шаламова «Колымские рассказы».
Таким образом, темы, намеченные А.С. Пушкиным впоследствии развиваются у других писателей и поэтов XIX-XX вв.

ЗАДАНИЕ 2
Найдите характеристики этих персонажей в тексте. В чем заключается смысл противопоставления в поэме слабого человека и могучего памятника-символа? Найдите фрагмент, где они оказываются в одном «кадре» и в похожих позах. В чем его смысл? В какой из «Маленьких трагедий» Пушкина можно обнаружить сходный конфликт? Докажите свою мысль. Знаете ли вы произведения мировой культуры (не только литературы), в которых человек встречается с ожившей статуей? Назовите их.

ВАРИАНТ ОТВЕТА:
Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной.

Евгений ,спасающийся от стихии на мраморном льве,- трагикомический «двойник» хранителя города, «кумира на бронзовом коне», стоящего « в неколебимой вышине».
Параллель между ними подчеркивает резкий контраст между величием вознесенного на городом «кумира» и жалким положением Евгения. В «Маленьких трагедиях» Пушкина можно обнаружить сходный конфликт :в трагедии «Каменный гость»  оживает статуя Каменного гостя, и Дон Гуан погибает.

Образы статуй- впечатляющие образы поэзии Пушкина. Они созданы в стихотворениях «Воспоминания в Царском селе», «К бюсту завоевателя», «Царскосельская статуя», «Художнику»,а образы оживших статуй, губящих людей,- в в «Сказке о золотом петушке».
Во многих произведения мировой культуры человек встречается с ожившей статуей .Широко известно греческое предание о Пигмалионе, влюбившегося в изваянную им статую прекрасной женщины; Афродита по его молитве оживила статую, и Пигмалион женился на Галатее.

ЗАДАНИЕ 3
Докажите, что столкновение самодержца и стихии (образ бурной Невы, вышедшей из берегов) также имеет символический смысл. Как в поэме показано, что это противостояние не отменяется смертью царя Петра и продолжается спустя сто лет (о ком Пушкин говорит «покойный царь»?) При ответе на вопрос обратите внимание на значение имени основателя Петербурга (Петр – камень), учитывайте другие символические образы произведения, а также средства художественной выразительности. С кем или чем сравнивается река, вышедшая из берегов?

ВАРИАНТ ОТВЕТА:
Бунтующая вода вызывает ассоциации с человеческим бунтом, который, по выражению Пушкина, часто бывает бессмысленным и беспощадным. Наводнение – это  бунт покоренной, завоеванной стихии против Петра. Но  стихия наносит свои удары по окраинам столицы, и разбушевавшаяся Нева и несет на своих волнах «пожитки бедной нищеты» . А сверху на эту жуткую картину разрушительного потока, на возмущенную Неву взирает «кумир на бронзовом коне» - сам Петр. Имя «Петр» означает камень. Именно памятник Петра
. После того, как Нева затопила город, она стала похожа на огненную реку. “Но, торжеством победы полны, ещё кипели злобно волны, как бы под ними тлел огонь”. Нева является своеобразной границей между миром живых и миром мёртвых. Этот образ дополняет перевозчик, которого Евгений просит переправить его.
Нева – это бешеная стихия, волны “злые”.
Художественные достоинства поэмы трудно переоценить. Читатель почти физически ощущает эту жуткую разбушевавшуюся стихию, а в финале поэмы слышит цоканье копыт по мостовой.

ЗАДАНИЕ 4
Постарайтесь отметить художественные приемы и средства, с помощью которых в поэме сближаются образы России и Невы. В чем смысл этого сближения? В каких еще произведениях Пушкина судьбоносные события в жизни героев и в русской истории символически соотнесены с явлениями природы?

ВАРИАНТ ОТВЕТА:
Образ  побежденной стихии-Невы параллелен  России в образе коня, поднятого на дыбы. Россия, переданная через метафору обузданного коня, и Россия, предстающая в метафоре реки – таков художественный путь ее постижения в «Медном всаднике».
В «Капитанской дочке» А.С.Пушкина мы также видим судьбоносные события в жизни героев и в русской истории, символически соотнесенные с явлениями природы.
Стихия предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях.

ЗАДАНИЕ 5

Постарайтесь отметить художественные приемы и средства, с помощью которых в поэме сближаются образы России и Невы. В чем смысл этого сближения? В каких еще произведениях Пушкина судьбоносные события в жизни героев и в русской истории символически соотнесены с явлениями природы?
В поэме с образом Евгения связана тема оскудения русского дворянства. Докажите это, отвечая на следующие вопросы: в каком значении используется слово «прозванье»? Как вы полагаете, известно ли автору это «прозванье» героя, и если да, то в каком незавершенном его произведении оно указано? Почему в связи с этим упоминается Н. Карамзин? В каких еще известных вам текстах Пушкина звучит тема судьбы коренного русского дворянства и как эта тема решается? В какой из «Маленьких трагедий» также поднимается тема судьбы аристократии, но на ином историческом и культурном материале?

ВАРИАНТ ОТВЕТА:
Слово «прозванье» используется в значении - фамилия, род. Евгений должен был стать воплощением мечты самодержца о человеке-марионетке, лишенном исторической памяти, забывшем и «родные преданья», и свое «прозванье» (то есть фамилию, род), которое «в минувши времена» «быть может, и блистало / И под пером Карамзина / В родных преданьях прозвучало».
 Пушкин нашел неуместным рассказывать о предках того героя, который, по замыслу повести, должен быть ничтожнейшим из ничтожных, и не только выделил в отдельное произведение все строфы, посвященные его родословной, но даже лишил его "прозвания", т. е. фамилии.
Судьбы  русского дворянства остро волнуют поэта. Он особо концентрирует внимание на процессе оскудения дворянства, его упадка. В этой связи следует упомянуть произведение «Дубровский». В основе сюжета романа — судьба Владимира Дубровского, молодого дворянина, волею обстоятельств отторженного от родной, привычной среды и решившегося мстить виновникам его жизненной катастрофы. Судьба аристократии также поднимается и в  одной из «Маленьких трагедий» - «Скупом рыцаре».
 
12.06.16
Распечатать

Вернуться назад


Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь "крылата"?
Попробуй научить детей творить,
И крылья обретут ребята!
(А. Зимина)
Самарская область, г.Сызрань
Тел: +7 917 125 94 57
e-mail: zimina-231273@yandex.ru

Гостей на сайте - 4
Пользователей - 0
Размер шрифта:      Цветовая схема:      Изображения: