Карта сайта
Зимина Анжелика Игоревна
Учитель русского языка и литературы
Сызрань, Самарская область
И снова белый лист, перо и вдохновение...




Архив новостей
Готовимся к олимпиаде по литературе ( "Два мгновения" Н.Г. Гарин-Михайловский)

Анализ ученицы 11 класса
           «Два мгновения» (Николай Георгиевич Гарин-Михайловский).
                                                        Анализ.
   Николай Георгиевич Гарин-Михайловский – один из самых загадочных  писателей русской литературы. В его «послужном списке» всего 10 книг, но это не помешало ему стать весомой фигурой в творческих сообществах 19-ого века.  Среди его произведений есть одно, которое выделяется среди остальных тем, что о нём практически ничего не известно, кроме года появления. Также оно не имеет ни одного отзыва или  критики. На мой взгляд, это произведение незаслуженно «забыто», так как в нём присутствуют ноты философских проблем и размышлений, вечных истин.  Чтобы глубже окунуться в смысл произведения, необходимо провести комплексный анализ.

   Итак, «Два мгновения» - произведение, написанное в 1892 году. В нём поднимается тема смерти и её принятия. Такое литературное направление, как реализм, позволяет автору выразить свое отношение к смерти.  А такая малая жанровая форма, как рассказ, позволяет сосредоточить внимание читателя на небольшом фрагменте из жизни героев, чётко описать основные моменты, не затрагивая несущественные события.

   Сюжет прост: рассказчик делится своей историей о том, как он дважды за сутки чуть не умер, но в первый раз он «струсил так постыдно, как никогда не мог и предположить», а во второй испытывал такой  душевный подъём , что охарактеризовал это событие фразой: «О, если бы в такое мгновение умереть!». Фабула и сюжет совпадают, что способствует возникновению ощущения, что события развиваются в данный момент, а читатель выступает в роли наблюдателя.

   Художественный мир произведения  неоднозначен и таит в себе много загадок. Первое впечатление, полученное после прочтения – неясность. Рассказчик рассказывает свою историю, но посыл и основной смысл его раскрывается не сразу. Но концепция произведения ясна: оно построено по принципу антитезы.  Первая «встреча» со смертью противопоставляется второй.  Во время первой встречи герой как бы бросает вызов стихии, под которой подразумевается Бог. Он знал, что нужно было лечь на дно лодки, но «почему  не лёг –  не знаю. Какая-то глупая гордость!». Он проявляет непокорность, сопротивление, за что получил наказание и чуть не умер. Поведение его попутчиков также противопоставляется поведению героя: «мгновение тому назад они ещё смеялись», а когда столкнулись лицом к лицу с могущественной стихией, то «на их лицах отвратительный ужас смерти».  Важной деталью является состояние природы: сначала было яркое, тёплое солнце и ничего не предвещало беды, а потом вдруг «что-то страшное заварилось мгновенно кругом: откуда взялись волны, куда исчезло солнце». Эффектное «появление» смерти обеспечивает пейзаж, который ещё и является источником атмосферы действа. Когда главный герой оказался на берегу и миновал гибель, но его охватил страх, ужас, паника. Шок прошёл и он только в этот момент почувствовал, что произошло, ощутил всю гамму эмоций человека, оказавшегося на шаг от смерти. Осознание и смысл происходящего он подчёркивает яркой, сильной фразой: «О, как это ужасно, когда человек познаёт вдруг предел своих сил, своего я, когда он уже может сам на себя посмотреть вдруг  с сожалением, сознанием слабости сверху вниз…».

Во время второй встречи герой ведёт себя совершенно иным образом: «Разве я могу убиться? Ноги мои, нервы мои – сталь и я стремглав несусь вниз по кручам, куда заглянуть было страшно за мгновение». Он снова бросает вызов смерти, но уже не ради «глупой гордости», а осознанно и целенаправленно делая ей шаг на встречу, при этом осознавая все возможных исходы и последствия: «...я-то, я-то знаю, чего хочу». Рассказчик сравнивает себя с Богом, когда противится такой могучей стихии, как вода. Он бросил вызов и выиграл. В этом момент он равен Богу. Своих «попутчиков» он тоже обожествляет « … в ваших глазах я вижу Бога, вы избранники Его и честь быть равным там, где человек равен Божеству…».

   Композиционно произведение делится на три основные части: завязка – момент, когда герой садится в лодку, светит солнце, люди радуются жизни, кульминация – первая встреча героя со смертью, развязка – вторая встреча со смертью, когда человек становится подобен Богу и бросает вызов природе, стихии воды.

   С точки зрения хронотопа можно сказать следующее: время обусловлено сутками.Основное внимание уделим пространству, тем  моментам в море, когда останавливалось время, а пространство становилось бесконечным, всепоглощающим морем. Пространство одновременно является бесконечным, но сосредотачивается на маленькой точке, в которой происходит противостояние стихии, которая является одушевлённой и выступает в роли божества.

   Что касается героев, то уделить особое внимание следует лишь главному, который является единственно значимым. Единственное, что мы знаем о его внешности – «человек средних лет, с энергичным нервным лицом, умными глазами». Из этого описания мы может сделать вывод об определенных его внутренних качествах: глаза – зеркало души, а значит, умные глаза свидетельствуют об умном человеке; нервное энергичное лицо показывает нам «живого», чувствительного, переживающего, чувствующего, неравнодушного человека. Эта краткая, но глубокая характеристика иллюстрирует часть диалектики души. Другая часть – мысли и реплики героя, через которые передается внутреннее состояние человека, его нутро. Следуя им, мы видим своеобразную эволюцию чувств героя, которая совершила путь от «отвратительно ужаса смерти» в глазах, до «разве я могу убиться?».

   Основной конфликт произведения – конфликт жизни и смерти. В самом начале рассказа герой не принимает смерть, боится её так же, как и другие люди, но вдруг неосознанно, где-то на подсознательном уровне зарождается идея противостояния, и он бросает ей вызов. Наверное, вселенная была к нему в тот раз благосклонна и он выжил, не погряз в морской пучине. А во второй раз он осознанно делает шаг навстречу, игнорируя предостережения и угрозы, звучащие отовсюду: « Нельзя , вы – отец семейства! …. Не сюда, не сюда, - убьётесь!!» .  Но герой непоколебим и точно идёт к своей «цели» и достигает её, испытывая необыкновенное чувство эйфории и невероятного блаженства, наслаждения собой.
   Авторский стиль своеобразен: Гарин-Михайловский – тонкий психолог и мастер деталей, который через пару «сухих» внешних характеристик сумел раскрыть большую часть внутреннего мира и состояния души главного героя. Поражает также и то, как точно построена связь между внутренним состоянием героев и пейзажем произведения. Состояние природы детально описывает малейшие изменения человеческой души, эмоции и внутренние «трансформации».
   Подводя итоги, следует сказать, что «Два мгновения» - это уникальное, произведение, которое незаслуженно «отложили» на дальние полки.  Менее, чем в двух страницах автор сумел воплотить то, о чём знаменитые гении, философы и мыслители «говорят» в десятках толстых томов уже многие сотни лет, но до сих пор так и не нашли ответ. А ответ прост и является главной идеей произведения – человек не должен бояться смерти, ведь её не избежать и не перенести, ибо каждому из нас ещё до рождения отмерен срок, который мы не в силах изменить. Поэтому нужно ЖИТЬ, а не существовать, наслаждаться  и дорожить   самым большим сокровищем, доверенным человеку, – собственной жизнью.
12.06.16
Распечатать

Вернуться назад


Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь "крылата"?
Попробуй научить детей творить,
И крылья обретут ребята!
(А. Зимина)
Самарская область, г.Сызрань
Тел: +7 917 125 94 57
e-mail: zimina-231273@yandex.ru

Гостей на сайте - 11
Пользователей - 0
Размер шрифта:      Цветовая схема:      Изображения: