Карта сайта
Зимина Анжелика Игоревна
Учитель русского языка и литературы
Сызрань, Самарская область
И снова белый лист, перо и вдохновение...




Архив новостей
Формула успеха


Беседа-тренинг№ 1
Формула успеха

Цель: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии..
Образовательный аспект: познакомить учащихся с судьбами выдающихся личностей (деятелей политики, культуры, спорта); вывести формулу успеха.
Воспитательный аспект: формировать чувство самодостаточности, через нахождение и использование в деятельности своих возможностей; формировать чувство ответственности.
Развивающий аспект: развивать коммуникативные и общеинтеллектуальные умения и навыки: умение анализировать, классифицировать, аргументировать свой ответ, вести диалог, провести рефлексию и коррекцию своих действий

ОБОРУДОВАНИЕ:
Ватман, маркеры, 16 кисточек, краски, листы, разноцветные кружки, французская лента, «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, кружки, фильм «Черновик» (отрывки).



Ход занятия
- Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня не будет ответов или готовых решений. Наша цель поставить  вопросы, ответы на которые, возможно, вы будете искать всю жизнь.
Вы выбрали для беседы тему: формула успеха. Что же должно стать конечным итогом беседы? ( готовая формула).
В сказке Шарля Перо « Спящая красавица» фея наделила новорожденную принцессу разными качествами. Но, к сожалению, в жизни не так. И чтобы добиться чего-то в жизни, нужно приложить максимум усилий.
В словаре С.И.Ожегова слово успех означает:
  1) удача в достижении чего-нибудь;
  2) общественное признание;
  3) хорошие результаты в работе, учебе.
 Происходит от гл. успеть из праславянской формы.
- Что для вас успех? Часто слышу : "Успех - это известность, всеобщее признание, любовь, богатство".Согласны?

- Каковы качества, позволяющие достичь успеха? Посмотрим на слайды и  попробуем определить их.
КАЧЕСТВА ЗАПИСЫВАЮТСЯ НА ЛИСТ ВАТМАНА ЦВЕТНЫМИ МАРКЕРАМИ.
Параолимпийцы- воля,  жизнелюбие.  ( Российские Параолимпийцы как бы задались целью спасти репутацию нашей страны после повала сборной рФ  на Олимпиаде в Ванкувере. По количеству золотых медалей ( 15) им нет равных. Первую медаль высшей пробы в копилку российских наград положил Ирек Зарипов (после аварии- нарушение  опорно-двигательного аппарата, сегодня- четырехкратный чемпион). Второе «золото» завоевал Кирилл Михайлов Третью высшую награду принесла России биатлонистка Анна Бурмистрова.
Ломоносов-  целеустремленность, трудолюбие, терпение. ( зоо лет со дня рождения)
Гагарин- смелость, упорство ( отмечаем 50 лет со дня полета в космос)
А.И. Солженицын- честность.
А.С.Пушкин- творчество, созидание.
- Все названные люди- люди известные. Является ли известность неотъемлемой спутницей успеха?
 - Если успех= известности, то получается, что мир делится на людей известных= успешных и неизвестных, т.е. неуспешных?
А если человек намеренно выбирает для себя не карьеру, работу, а что-либо другое, он обречен на неуспешность? Многодетная мать, воспитавшая достойных людей, служащих отечеству- неуспешна?
-Как утверждают историки, римский император Диоклетиан, отличавшийся крутым нравом и целеустремленностью, неожиданно оставил трон и отправился в свое имение выращивать капусту. Шокированные римские граждане просили эго вернуться к государственным делам. Император с улыбкой отвечал им: „Если бы вы видели, какая у меня растет капуста, вы бы не стали меня уговаривать”.
-Он успешен? В чем? Так значит, каждый для себя определяет критерии успешности? У каждого они свои или они одинаковы для всех?
- Что вы добавили бы в определение Ожегова? Достижение вершины ( у каждого вершина своя).

- Как развить в себе  качества успешной личности?( Развивать самого себя. Идти вперед  в своем развитии  человек может только на собственных ногах, в карете ехать нельзя. Никто  не может воспитать человека, если он не воспитывает себя сам. Пример самобытного развития- Ломоносов- сам создал себя)
-На ЛИСТЕ - набор качеств успешной личности. Если бы каждый из нас обладал набором этих качеств,  то мы бы были успешны. Но, увы, это не всегда так. Как вы считаете, почему?  ( Иногда много времени уделяем не тому, что нужно.   Успех  материальный порой кажется нам самым главным в жизни).

ТРЕНИНГ «ЧАШКИ»
НА СТОЛЕ ЧАШКИ С ВОДОЙ (  новые, дорогие, старые, разбитые)
-На столе чашки с  водой.  Представьте, что вам предстоит пить из них. Выберите те, которые вам  понравятся. Если чашка не понравилась, можете ее не брать.
- Представьте, что чашка с водой –это составляющие нашей жизни. Сама чашка- это материальные составляющие ( работа, положение в обществе, деньги), а вода в чашке- это духовные составляющие- это те духовные стремления и качества, свойственные личности ( доброта, честность, ответственность и др.) Вы выбрали новые или дорогие чашки. Чашка с разбитой ручкой и старая пластмассовая чашка никому из вас не понравились.
Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И это нормально  хотеть лучшее для себя. Но порой это отвлекает от главного. Поймите, что чашка сама по себе не делает ее содержимое лучше. ( во всех чашках-вода) Чаще всего чашка просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто вода, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь — это вода, а работа, деньги, положение— это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни, не делает нас успешными.  Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом содержимого чашки.
Наиболее успешные люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

-Итак,   для успешности так ли важна  красивая «чашка»?    Приведите  примеры людей успешных, но не ставящих во главу угла материальное (Ломоносов –сын помора, из Холмогор пешком направился в Москву, учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Российский математик  Григорий Перельман, первым доказавший гипотезу Пуанкаре,( что  может быть успешнее в области науки) отказался от медали Филдса и премии в 1 млн. долларов).

Д. С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассуждал на эту тему. ( РАБОТА С ТЕКСТОМ ПИСЬМА)
ПИСЬМО ШЕСТОЕ
ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА
Ставя задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута на собственных удачах или неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче.

- О какой главной жизненной задаче говорит публицист?  ( жить ради других людей, руководствоваться не только личными интересами,  но и интересами общества)
-Итак что же нужно, чтобы стать успешным – правильно поставленная цель. Смысл жизни в служении людям. Может быть,  великое счастье в том, чтобы чувствовать, что моя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни?
Подумайте, ведь поэты, философы, музыканты, изобретатели, художники, учителя,  врачи, инженеры в своей жизни делятся с людьми тем, что умеют и любят: умением, талантом, чувством.
Смысл жизни в том,чтобы приносить благо. Одна притча рассказывает о путешественнике, встретившем рабочего с доверху нагруженной тяжелыми кирпичами тачкой. «Что ты делаешь?» — спросил его путешественник. «А ты разве не видишь? Везу кирпичи», — ответил тот. Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос. В ответ он услышал: «Зарабатываю себе на хлеб». Через некоторое время путешественник повстречал еще одного рабочего с тачкой и снова поинтересовался, что тот делает. «Строю кафедральный собор», — был ответ. Как видно из этой притчи, одни и те же действия могут иметь совершенно разный смысл — все зависит от того, какое значение человек придает им, от того, почему и ради чего их совершает.

Кстати, все знают из греческой мифологии, что царь Коринфа Сизиф был осуждён в загробном мире на то, чтобы вечно катить в гору огромный камень, который каждый раз будет срываться и падать вниз, а Сизиф снова и снова должен был катить его в гору. «Сизифов труд» - изнурительный и бесконечный, а главное- бесцельный. Но то было за грехи. В ХХ столетии гитлеровцы придумали для невинных узников концлагерей такую же пытку: носить тяжёлые камни из одного конца лагеря в другой без всякого смысла. И люди ломались…
- Цель поставлена, но можно ли пассивно ждать ее воплощения? Нет. Нужно активно действовать.  Успешные  люди очень активны, постоянно рвутся расширять собственные рамки. Бездействие для них - самый страшный грех. Упущенный шанс успеха - это преступление против самого себя.

-Не всегда все получается с первого раза. Часто человек, у которого не получилось, опускает руки. Л.Н. Толстой говорил: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,биться,ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость." Писатель учит нас действовать  и не боятся допускать ошибок, зная, что ошибки формируют опыт, а опыт формирует успешность.

-  Иногда человек говорит себе: "У меня всё равно не получится, зачем пробовать?"Перестает верить в себя, свои силы. Вспомним Ассоль Грина.   Романтическая мечта  Ассоль об  алых парусах в своем чистом, неподдельном  виде есть огненное горение человеческого    духа, которое к тому же обладает особой магнетической силой, приближающей к тебе чувствуемое, желаемое, искомое. Мечтать, надеяться, ждать — не простые слова, но слова молитвенные,   могущественные, силовые. Ассоль знала их, умела с ними обращаться. "Вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к    другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами". Знал их и Грин. Мечта, по Грину, понятие материальное, во плоти и крови,  и  не просто материальное, плотное, но еще и   бессмертное, вечное и абсолютно прекрасное, в отличие от любой из материальных вещей.
Вспомните, что приход в гавань           Лиса корабль  с алыми  парусами не оставил равнодушным ни одного из жителей города.
 Каждого в  жизни ждут свои алые паруса, и жизненная   задача состоит как раз в том, чтобы дождаться их, приближая их силой своего стремления к ожидаемому, верить в  мечту, в себя.

Бернард шоу писал: «Там, где нет веры, нет пути». Как вы понимаете эти слова?
Немецкий писатель и мыслитель Гете писал: “Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.” Согласны ли вы со словами Гете?


-Это слагаемые успеха. Но чтобы добиться чего-либо в жизни, нужны  определенные качества. Какие - выбирать вам. Представьте, что вы-
чистый лист бумаги.

Я чистый лист.
Я не умею жить,
Стремиться, созидать, любить, творить…
Но если кисть и краски в руки взять,
То может чистый лист ШЕДЕВРОМ стать.
Так красный цвет- цвет воли и  стремления.
Оранжевый - любви и доброты.
Зеленый - творчества и вдохновения.
Небесный - честности и чистоты.
Коричневый- терпения, трудолюбия.
Ответственности- желтый цвет.
Какие качества помогут  
Приобрести  успех? ( А. Зимина)

( РИСУНКИ В ВИДЕ ЛУЧЕЙ ЗВЕЗДЫ дети раскрашивают разноцветными мазками и вешают на доску, дополняя ФОРМУЛУ УСПЕХА)
ВЫВЕСИТЬ РИСУНКИ НА ДОСКЕ
-Нет похожих рисунков, потому что каждый из вас стремится  стать личностью, не похожей на других  и достичь своей ВЕРШИНЫ. А наша ФОРМУЛА УСПЕХА поможет вам сделать это.

У Дмитрия Голубкова есть замечательное стихотворение:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в вечности...
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
-Как вы понимаете  смысл последних строк?

РЕФЛЕКСИЯ
- Наша беседа подходит к концу. Вот и закончился «кусочек вечности» длиною в 40 минут.
-Так что же мы успели сделать?
-Какие вопросы поставили и какие проблемы рассмотрели?
-Поможет ли вам в жизни  эта формула?
- Надеюсь, что сегодняшняя встреча стала для вас, как и для меня СОБЫТИЕМ.  Желаю Вам в вашей жизни «осветить Вселенную» и не обращать внимание на такие мелочи, как «чашки». И пусть главным вопросом жизни будет следующий:
«То ли ты сделал, что нужно делать, — получает огромную важность, потому что единственный смысл жизни твоей только в том, то ли ты делаешь в этот короткий, данный тебе срок жизни, что хочет от тебя Тот, Кто послал тебя в жизнь. То ли ты делаешь?» Талмуд (по Л. Толстому)





















14.06.16
Распечатать

Вернуться назад


Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь "крылата"?
Попробуй научить детей творить,
И крылья обретут ребята!
(А. Зимина)
Самарская область, г.Сызрань
Тел: +7 917 125 94 57
e-mail: zimina-231273@yandex.ru

Гостей на сайте - 50
Пользователей - 0
Размер шрифта:      Цветовая схема:      Изображения: