Карта сайта
Зимина Анжелика Игоревна
Учитель русского языка и литературы
Сызрань, Самарская область
И снова белый лист, перо и вдохновение...




Архив новостей
Взаимоотношение родителей и детей.


Беседа-тренинг № 3
Взаимоотношение родителей и детей


Цель: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии, разработать золотые правила взаимоотношения с родителями.
Образовательный аспект: познакомить учащихся с библейскими заповедями,
Воспитательный аспект: воспитывать уважительное отношение к родителям.; формировать  навыки  правильного  выхода из конфликтной ситуации.
Развивающий аспект: развивать коммуникативные и общеинтеллектуальные умения и навыки: умение анализировать, классифицировать, аргументировать свой ответ, вести диалог, провести рефлексию и коррекцию своих действий.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Ватман, маркеры, французская лента, «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, кружки, фильм «Ангел», нетбук, таблички « ОТЕЦ», «СЫН».

Ход беседы
1. ВВЕДЕНИЕ
-Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня мы говорим о взаимоотношении родителей и детей. В процессе беседы мы постараемся составить ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
-Скажите, чего вы хотите добиться в жизни?  
Семья, друзья, работа, дом…
-Что из названного желали бы ля вас ваши родители? (то же самое)
-Значит, ваши желания совпадают. Родители желают вам счастья. Ведь родители- самые близкие и родные люди. Родители – это люди, которые очень сильно любят вас, ничего для вас не жалеют и к которым следует относиться с глубоким почтением. Никто не оказывает на вас такого влияния, как родители, никакие родственные связи не являются такими совершенными, как связь с ними.

2. ОБСУЖДЕНИЕ
-Лев Толстой говорил: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.Но даже в самой счастливой семье  порою  возникают  проблемы.  Ведь родители – люди одного поколения, дети – другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы.
-  Но  у самой сложной ситуации всегда есть выход. Как вы считаете, какие качества помогут избежать проблем? Не доведут дело до конфликтов?

•    непонимание
•    доверие
•    доброжелательность
•    любовь
•    эгоизм
•    равнодушие
•    чуткость
•    цинизм
•    уважение
•    агрессия

Но порою конфликты все-таки возникают. И дом становится не очагом мира и любви, а напоминает  театр военных действий.
Конфликт – это столкновение интересов. С точки зрения науки конфликтологии, есть 4 стратегии поведения в конфликтах.

  • приспособление,
  • избегание,   
  • сотрудничество,   
  • соперничество      

-Определите по описанию, о какой стратегии идет речь?
Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Соперничество.)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)
Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

- Подумайте, какую стратегию выбираете вы в общении с родителями?
-Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

- Самой эффективной является  сотрудничество, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения.
На листе маркерами пишется «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ»

Итак, мы готовы записать 1 правило взаимоотношения с родителями: ( со временем на доске появляется запись)
Сотрудничество   
 В словаре Ушакова -совместная деятельность
Общие заботы «Этажи заботы» ( Д.С. Лихачев)   
Хлопоты
Любовь   
Прощение    
Почтение    

Предлагаю вам текст  В.Захарова.
-О трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери написано очень много. В большинстве публикаций красной нитью проходит мысль о том, что деспотичная, властная крепостница, привыкшая к безоговорочному повиновению домочадцев, не могла мириться с тем, что её сын самым неучтивым образом проявлял свободолюбие и независимость. Да и вообще, что взять с этой барыни-самодурки, если она слугу-скорохода гоняла за 7 вёрст в соседнюю деревню за... горшочком гречневой каши: видите ли, в её поместье повар не умел готовить это кушанье так, как надо! А был случай ещё почище: госпоже не понравилось дерзкое поведение... индюка, и она приказала «примерно» наказать «смутьяна». Бедную птицу схватили слуги и закопали заживо!
Действительно, перед нами предстаёт неприглядный образ жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому заслуживающей самого сурового суда потомков.
    «Когда молодой Тургенев уехал учиться за границу, мать каждый день писала ему подробные письма, где она обстоятельно описывала свои хозяйственные заботы, делилась своими печалями и радостями, просила прислать ей семена каких-нибудь местных цветов. Сын отвечал скупо и редко. Мать, измученная тщетным ожиданием известий от сына, написала ему однажды примерно следующее: «Я как писала тебе каждый день, так и буду писать, потому что иначе не могу, если же ты хотя бы раз в две недели не ответишь ни на одно из моих писем, то я велю наказать дворового мальчика. Пусть из-за твоей бесчувственности пострадает безвинный ребёнок!».
-Разве не выражается в том ультиматуме отчаяние несчастной матери, которая, будто милостыню, выпрашивает жалкий грош сыновьего внимания? И, жалея униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину, униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки»?!
- Что же просила мать у сына? Внимание, любовь. Да, конечно, нравственную природу Варвары Петровны исказил социальный строй. Но её жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына, чудодейственное тепло любящего сердца.

Помните Библейскую заповедь:«.... Возлюби ближнего твоего, как самого себя.» Говоря о любви к ближнему, необходимо прежде всего говорить о любви к своим родителям. А к кому еще, кто еще может быть нам ближе и дороже? Любовь, созданная в семье между детьми и родителями передается и дальше в мир, к другим людям. Та любовь, которую безгранично родители дарят своим детям, от детей поэтапно переходит сначала к родителям, а затем и ко всему миру.
Запишем слово ЛЮБОВЬ

Существует мнение: больше денег- лучше воспитание.
-Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Я говорю о библейской Притче о блудном сыне Ее-то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт.

-Помните ли вы сюжет притчи?
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую часть имения». И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?». Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».
Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил; пропадал и нашелся».

-Почему младший сын ушёл от отца?
-Чем отец жил во время разлуки?
-Почему он простил младшего сына? (Любовь прощает все обиды.).
-Эта тема всегда волновала художника, перед самой смертью Рембрандт создаёт потрясающее произведение. Какой момент запечатлел художник?
-Чьи чувства важнее для художника, чьи эмоции он хочет показать в картине? Почему?
 -Какие чувства наполняют душу отца?

Детям раздаются таблички «Отец», Сын». Все остальные- друзья семьи.
 Вопросы:
-«Отец», скажите, какие чувства вы испытывали, когда младший сын ушел из дома? когда увидели возвращающегося домой сына?
– «Блудный сын», какие чувства вы испытывали, увидев отца, встречающего вас с радостью? изменится ли   ваше поведение?
– «Друзья семьи», заслуживал ли блудный сын таких почестей?
Вопрос ко всему классу. Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?
( Им руководило чувство всепрощающей любви, всепрощения. )

Притча – это, как известно, небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учат эта притча и картина Рембрандта?
( Милосердию, прощению.)
Запишем эти слова

-Каждый должен  сделать  первый шаг на пути изменения отношений.  Любовь, доброта, прощение способны творить чудеса. Сердце человека подсказывает, как поступить. Помните слова А.С. Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Как вы понимаете эти слова?

Христианская заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Заповедь о почтении к родителям следует первой после заповедей, которые касаются отношений человека с Богом. Это говорит о том, какое большое значение Бог придает нашему отношению к родителям, потому что в конечном итоге это определяет и наше отношение к Богу. Наша благодарность Богу за жизнь, которую мы имеем, и должна выразиться в почтении к нашим родителям.

Отец и мать - это первые люди, с которыми имеет дело человек, появившийся на свет. Каким беспомощным рождается человек!  Он ничего не может для себя сделать, все его нужды могут восполнить только другие люди. Кто же заботится о нас, пока мы не станем самостоятельными, пока не станем способными сами заботиться о себе? 

- Человечество ищет на протяжении многих столетий секрет долголетия. Вот оно- почитай отца и мать и продлятся дни твои. Продлятся и в прямом смысле и в том, что  твоему почтению будут следовать и ваши дети, и дети их детей.
-Сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно. Долг же требует осмысления и душевной работы. Перевод с греческого «почитать» буквально означает «считать драгоценным». Поэтому нужно относиться к родителям, как к бесконечно дорогим тебе людям, достойным уважения. Это включает в себя любовь и признательность.

Записываем слово «ПОЧТЕНИЕ»
-От вас, ребята,  зависит очень многое. Народная мудрость гласит: «Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец». Помните это.
- Но всегда ли мы почитаем родителей?

Известна притча:
Один человек пришел к старцу и сказал:
- Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение?
- Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже, небось, день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

3.ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
- Чем мы можем отплатить своим родителям? Прочитаем, какое ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ мы вывели в процессе беседы.
-Где  и когда пригодится вам это ПРАВИЛО?

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Наша беседа подходит к концу. Запомните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими». Помните о том, что родители любят вас не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что вы существуете.
Не обижайте их.  Помните, что ваш отец - это ваша стойкость и смелость, ваша Мама всегда с вами - она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она - прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо... Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она - кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она то место, куда вы прибываете с Небес - ваш первый дом; и она - карта, по которой вы следуете каждым своим шагом.
НЕ думайте, что ваша жизнь- черновик,  ведь когда вам захочется что-либо переписать в ней - ваших родителей  уже может не быть  рядом, и исправить что-либо уже будет поздно.
Ритуал:  вытянуть руки  и произнести: «От неба к сердцу, от сердцу к  сердцу, и у нас все получится!»






14.06.16
Распечатать

Вернуться назад


Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь "крылата"?
Попробуй научить детей творить,
И крылья обретут ребята!
(А. Зимина)
Самарская область, г.Сызрань
Тел: +7 917 125 94 57
e-mail: zimina-231273@yandex.ru

Гостей на сайте - 21
Пользователей - 0
Размер шрифта:      Цветовая схема:      Изображения: